Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 6 классы | Планирование уроков на учебный год | Циклические алгоритмы


Урок 31
Циклические алгоритмы
Практическая работа №15
«PowerPoint. Скакалочка»






Презентации по теме «Aлгоритмы»






Циклические алгоритмы
(Алгоритмы с повторениями)


На практике часто встречаются задачи, в которых одно или несколько действий бывает необходимо повторить несколько раз, пока соблюдается некоторое заранее установленное условие.

Форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности действий повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется циклом (повторением).

Алгоритм, содержащий циклы, называется циклическим алгоритмом или алгоритмом с повторениями.

Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием. Следует разрабатывать алгоритмы, не допускающие таких ситуаций.

Рассмотрим пример из математики.

Натуральное число называют простым, если оно имеет только два делителя: единицу и само это число1.

2, 3, 5, 7 — простые числа; 4, 6, 8 — нет. В III веке до нашей эры греческий математик Эратосфен предложил следующий алгоритм для нахождения всех простых чисел, меньших заданного числа п:

1) выписать все натуральные числа от 1 до n;
2) вычеркнуть 1;
3) подчеркнуть наименьшее из неотмеченных чисел;
4) вычеркнуть все числа, кратные подчеркнутому на предыдущем шаге;
5) если в списке имеются неотмеченные числа, то перейти к шагу 3, в противном случае все подчеркнутые числа — простые.

Это циклический алгоритм. При его выполнении повторение шагов 3-5 происходит, пока в исходном списке остаются неотмеченные числа.

Вот так выглядит блок - схема действий школьника, которому перед вечерней прогулкой следует выполнить домашнее задание по математике:

1 Напомним, что число 1 не относят ни к составным (имеющим более двух делителей), ни к простым числам.

Вопросы и задания


1. Какие алгоритмы называют линейными?

2. Приведите пример линейного алгоритма.

3. Исполнитель «Вычислитель» умеет выполнять только две команды: умножать на 2 и прибавлять 1. Придумайте для него наиболее короткий план получения из О числа 50.

4. Какая форма организации действий называется ветвлением?

5. Какие условия должна была выполнить героиня скази «Гуси - лебеди»?

6. Приведите пример алгоритма, содержащего ветвление.

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»: 

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской —
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином,
Блуза рабочего — маслом машинным.

Перефразируйте информацию о профессиях с помощью слов «ЕСЛИ ... ТО».

8. Вспомните, герои каких русских народных сказок совершают выбор, определяющий их судьбу.

9. Из 9 монет одинакового достоинства одна фальшивая (более легкая). За сколько взвешиваний на чашечных весах без гирь вы можете ее определить?

10. Какая форма организации действий называется повторением?

11. Приведите пример алгоритма, содержащего повторение.

12. В каких известных вам литературных произведениях имеет место циклическая форма организации действий?

13. Где окажется исполнитель, выполнивший 16 раз подряд следующую группу команд?

пройти 10 метров вперед
повернуть на 90° по часовой стрелке

14. Какую группу действий и сколько раз следует повторить при решении следующей задачи?

Сорок солдат подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает? 

15. Вспомните задачу о Вычислителе, умеющем только умножать на 2 и прибавлять 1. Разрабатывать для него рациональные алгоритмы будет значительно проще, если воспользоваться следующей блок - схемой:

Используя эту блок-схему, разработайте рациональные алгоритмы получения из числа 0 чисел 1024 и 500.



Практическая работа №15
«PowerPoint. Скакалочка»



Конечный результат презентации «PowerPoint. Скакалочка»





Создаем презентацию «Скакалочка»


1. Запустите программу PowerPoint. Создайте новую презентацию.

2. С помощью инструментов панели Рисование на четырех пустых слайдах изобразите девочку, прыгающую через скакалку. Это может выглядеть, например, так:

          

При создании каждого следующего слайда старайтесь как можно больше использовать изображение на предыдущем слайде. 

3. Когда все четыре слайда будут готовы, в меню Показ слайдов выберите команду Настройка презентации. Установите флажок непрерывный цикл до нажатия клавищи {Esc} и щелкните на кнопке ОК. В этом режиме происходит циклическое повторение показа слайдов.

4. Установите смену слайдов по щелчку и запустите презентацию.

5. Запустите презентацию в режиме автоматической смены слайдов.

6. Дополните слайды по своему усмотрению. Например, можно использовать в качестве фонового рисунок   Дом   , созданный вами ранее в графическом редакторе Paint.

7. Сохраните работу в собственной папке под именем Скакалочка.

Теперь мы умеем


- организовывать непрерывную циклическую демонстрацию презентации.

Наверх