Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 6 классы | Планирование уроков на учебный год (ФГОС) | Отношение «входит в состав»


Урок 5
Отношение «входит в состав»
Практическая работа №3
«Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)




Презентация «Отношения объектов и их множеств»




Отношение «входит в состав»


Ключевые слова:
• отношение
• отношение «является элементом множества»
• отношение «входит в состав»
• схема отношения
• схема состава
• круги Эйлера

В зависимости от ситуации объект может либо рассматриваться как единое целое, либо «распадаться» на более мелкие объекты. Например, компьютер рассматривается как единое целое, если нужно подсчитать количество компьютеров в школе. Чтобы получить представление о возможностях компьютера, необходимо рассмотреть характеристики таких его устройств, как процессор, память, жёсткий диск и т. д.

Объект может состоять из множества одинаковых (однородных, подобных) объектов. Например, объект «апельсин» состоит из частей — долек апельсина. Объект «школьный класс» состоит из множества учеников — мальчиков и девочек приблизительно одного возраста. Каждый ученик является целой, самостоятельной частью объекта «школьный класс».

Объект может состоять из множества различных объектов. Например, объект «компьютер» состоит из множества не похожих друг на друга объектов (системный блок, монитор, клавиатура и т. д.). При делении объекта «компьютер» на части новые объекты получают разные имена; признаки новых объектов различны.

При описании состава объектов в одних случаях речь идет о составе конкретного объекта, а в других — об общих составных частях множества объектов. В последнем случае описание состава содержит ответ на вопрос «Из чего обычно состоят объекты некоторого множества?». Например:
• «в состав дома входят стены, крыша, двери, окна, ...»;
• «в составе автомобиля есть двигатель, кузов, багажник, ...».

Описывая состав объекта, человек мысленно «разбирает» его на части. При этом, как правило, используют такой приём: сначала называют небольшое число крупных частей, затем каждую из них «разбирают» на части поменьше и т. д. Например, при описании состава дома удобно выделить сначала фундамент, стены и крышу, затем в составе стены выделить окно и дверь, затем сообщить, что окно состоит из рамы и стёкол, и так же поступить, описывая состав двери (рис. 10).

Схема отношений «входит в состав» (схема состава) отражает не только составные части, но и тот порядок, в котором предмет «разбирался» на части. Таким образом, она отражает строение (структуру) объекта. На схеме состава можно использовать линии без стрелок, если имя объекта-части располагать ниже имени объекта, которому принадлежит эта часть.

image

Все имена на рис. 11 — общие (обозначают множества предметов), потому что эта схема отражает состав не одного конкретного дома, а «дома вообще».

image

При описании признаков сложного, составного объекта человек может назвать не только действия и характеристики всего объекта, но также действия и свойства объектов-частей. Например, весь дом можно строить и ремонтировать, крышу — красить, а стекло — вставлять; весь дом имеет длину, ширину и высоту, стены — толщину, крыша — высоту.

Вопросы и задания


1. Каким образом выражаются отношения между объектами? Назовите имя отношения в каждом приведённом предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?
а) Колобок поёт песню Лисе.
б) Конёк-Горбунок помогает Ивану.
в) Пилюлькин лечит Сиропчика.
г) Страшила путешествует вместе с Элли.

2. Внимательно рассмотрите примеры отношений:

image

Для каждого отношения придумайте 2-3 собственных примера.

3. Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение.

Пары объектов: а) пианино и музыкальный инструмент; б) процессор и системный блок; в) Новосибирск и город; г) лазерный диск и информационный носитель; д) бабочка и насекомое; е) шестиклассник и ученик.

Отношения: 1) входит в состав; 2) является элементом множества; 3) является разновидностью.

4. Определите, какой из представленных на рисунке кругов соответствует множеству:
а) «европейский город»;
б) «город в Англии»;
в) «столичный европейский город». 

image


Перечислите города-объекты, являющиеся элементами представленных на рисунке множеств.

5. В одном множестве 40 элементов, а в другом — 30. Какое максимальное количество элементов может быть в их:
а) пересечении — множестве, которому принадлежат те и только те элементы, которые одновременно принадлежат всем исходным множествам;
б) объединении — множестве, содержащем в себе все элементы исходных множеств?

6. В детском саду 52 ребёнка. Каждый из них любит конфеты или мороженое. Половина детей любит конфеты, а 20 человек — конфеты и мороженое. Сколько детей любит мороженое? Сколько детей любит только мороженое?

7. Из слов «колесо», «дом», «покрышка», «окно», «дверь», «стекло», «автомобиль» образуйте шесть пар объектов, связанных отношениями «входит в состав». Определите в каждой паре, какой объект является частью другого.
Какие имена объектов приведены в списке: общие или единичные?

8. Для каждой из приведённых пар «объект — его часть» назовите действие, которое можно выполнять со всем объектом, и действие, которое можно выполнять с его частью:
а) ботинок и шнурок;
б) абрикос и косточка в нём;
в) дверь и дверной замок.

9. Бабушка прислала Ивану посылку с яблоками и грушами. Некоторые из этих плодов были большими, остальные — маленькими. По цвету плоды тоже различались: часть плодов была жёлтого цвета, остальные — зелёного. Среди плодов не было ни маленьких груш, ни маленьких зелёных яблок. Яблок было 25, а груш — 17. Больших плодов было 32. Жёлтых плодов было 28. Зелёных яблок было на 2 больше, чем зелёных груш. Иван угостил этими плодами своих друзей. Больше всего ребятам понравились большие жёлтые яблоки. Сколько было таких яблок?

Плакат «Объекты»


image



Компьютерный практикум


Ресурсы ЕК ЦОР


1. Интерактивное задание «Состав – К» (N 193235)
2. Интерактивное задание «Состав – 1» (N 193137)


3. Интерактивное задание «Состав – 2» (N 192987)
4. Интерактивное задание «Состав – 3» (N 193216)


5. Интерактивное задание «Состав – 4» (N 193006)
6. Интерактивное задание «Состав – 5» (N 193185)


7. Интерактивное задание «Состав – 6» (N 193042)
8. Интерактивное задание «Состав – 7» (N 193012)





Практическая работа № 3


«Повторяем возможности графического редактора — инструмента создания графических объектов» (задания 4 - 6)



Задание 4. Клоуны


1. В графическом редакторе Paint (KolourPaint) откройте файл Клоуны.bmp из папки Заготовки.

2. Раскрасьте чёрно-белого клоуна так, как раскрашен разноцветный клоун.

Рекомендуемая последовательность действий:
     1) активизируйте инструмент выбора на изображении цвета для рисования (image).
     2) щёлкните на объекте, цвет которого следует скопировать;
     3) с помощью инструмента Заливка закрасьте нужную область.

3. Сохраните результат работы под тем же именем, но в личной папке.

Задание 5. Пароход


1. Рассмотрите рисунок парохода. Из каких простых геометрических фигур (готовых фигур, автофигур, графических примитивов) он состоит?

image

2. Воспроизведите рисунок средствами любого доступного вам графического редактора.

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Пароход.

Задание 6. Зонтик


1. Рассмотрите изображение зонтика. Из каких простых геометрических фигур оно может быть составлено?

image

2. Воспроизведите рисунок средствами любого доступного вам графического редактора.

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Зонтик.

При выполнении практической работы вы научились
-пользоваться инструментами графического редактора;
-создавать сложные объекты из простых.


Cкачать материалы урока


Наверх