Планирование уроков на учебный год



Урок 12
Табличные модели







Содержание урока

Табличные модели. Таблицы типа «объект—свойство»

Табличные модели. Таблицы типа «объект—объект»

Табличные модели. Вопросы и задания

Системы, модели, графы. Понятие системы

Системы, модели, графы. Виды графов

Системы, модели, графы. Вопросы и задания

Дополнительный материал. Основы системологии


Системы, модели, графы
Вопросы и задания


Коротко о главном


Система — это объект, состоящий из взаимосвязанных элементов и существующий как единое целое.

Структура — это определенный порядок объединения элементов, составляющих систему.

С помощью информационной модели-графа можно выразить информацию о составе и структуре системы.

Элементы системы изображаются овалами и называются вершинами графа; связи изображаются линиями, соединяющими вершины.

Две вершины, соединенные линией, называются смежными.

Несимметричное отношение изображается направленной линией (дугой); симметричное — ненаправленной линией (ребром).

Линейная структура — простейшая структура системы.

Граф, в котором все связи изображены дугами, называется ориентированным графом.

Деревом называют граф, в котором нет петель, т. е. связанных по замкнутой линии вершин. Между вершинами соседних уровней дерева в направлении сверху вниз выполняется принцип связи «один ко многим».

Система, информационная модель которой представляется в виде дерева, называется иерархической системой.

Сеть — это граф системы с произвольным принципом связи.

Вопросы и задания


1. Что такое система; структура?

2. Назовите элементы, составляющие следующие системы: автомобиль, молекула воды, компьютер, магазин, Солнечная система, семья, футбольная команда, армия. Обоснуйте взаимозависимость элементов этих систем.

3. Что такое граф? Какую информацию он может нести в себе?

4. Как на графе изображаются элементы системы и отношения между ними?

5. Что значит «симметричное отношение», «несимметричное отношение»? Как они изображаются на графе? Приведите примеры.

6. Дайте имена возможным связям между следующими объектами и изобразите связи между ними в форме графа:

брат и сестра;
ученик и школа;
Саша и Маша;
Москва и Париж;
министр, директор, рабочий;
Пушкин и Дантес;
компьютер и процессор.

7. Граф с какими свойствами называют деревом? Что такое корень дерева, ветви, листья?

8. Какие системы называют иерархическими?

9. Можно ли систему файлов в Microsoft Windows (и подобных ей ОС) назвать иерархической? Какой смысл имеют связи между элементами этой системы? Что в ней является листьями, ветвями, корнем?

10. Нарисуйте в виде графа систему, состоящую из четырех одноклассников, между которыми существуют следующие связи (взаимоотношения) — дружат: Саша и Маша, Саша и Даша, Маша и Гриша, Гриша и Саша.

Глядя на полученный граф, ответьте на вопрос: с кем Саша может поделиться секретом, не рискуя, что он станет известен кому-то другому?



Следующая страница Дополнительный материал. Основы системологии








Наверх