Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, профильный уровень)



Урок 31
§2.3. Алфавитный подход к определению количества информации






Содержание урока

Определение количества информации

Задание «Определение количества информации в тексте»

Контрольные вопросы



Определение количества информации на основе уменьшения неопределенности нашего знания рассматривает информацию с точки зрения содержания, ее понятности и новизны для человека. С этой точки зрения в опыте по бросанию монеты одинаковое количество информации содержится и в зрительном образе упавшей монеты, и в коротком сообщении «Орел», и в длинной фразе «Монета упала на поверхность земли той стороной вверх, на которой изображен орел».

Однако при хранении и передаче информации с помощью технических устройств целесообразно отвлечься от содержания информации и рассматривать ее как последовательность символов — знаков (букв, цифр, кодов цветов точек изображения и т. д.).

Набор символов знаковой системы (алфавит) можно рассматривать как различные возможные состояния (события)

Тогда, если считать, что появление символов в сообщении равновероятно, по формуле (2.1) можно рассчитать, какое количество информации несет каждый символ. Информационная емкость знаков зависит от их количества в алфавите (мощности алфавита): чем больше их количество, тем большее количество информации несет один знак.

Так, информационная емкость буквы в русском алфавите, если не использовать букву «ё», составляет:

32 = 2I, т. е. I = 5 битов.

На основании алфавитного подхода можно подсчитать количество информации в сообщении Iс, для этого необходимо умножить количество информации, которое несет один символ I, на количество символов К в сообщении:

Ic = I х К.                (2.2)

Следующая страница Задание «Определение количества информации в тексте»



Cкачать материалы урока







Наверх