Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс






Урок 7
Опасные вещества и продукты питания








imageВ нашей повседневной жизни мы пользуемся самыми различными средствами бытовой химии, лекарствами, бытовым газом. Трудно представить себе дом, в котором не было бы красок или лаков, средств для чистки посуды и раковин, растворителей, жидкостей в аэрозольной упаковке. Химия, которую вы будете изучать позднее, поможет вам узнать о свойствах разных химических веществ. Пока же необходимо знать, что некоторые предметы бытовой химии (краски, лаки, растворители и др.) опасны. Многие из них ядовиты, поэтому на этикетках банок, бутылок и другой упаковке обычно пишут: «Хранить в месте, недоступном для детей».

Каждый из предметов бытовой химии имеет пояснительные надписи, объясняющие степень его опасности. Условно их можно разделить на четыре группы:

# безопасные (не имеют предупредительных надписей);
# относительно безопасные (наносят вред только при попадании на определённые участки тела, в глаза);
# огнеопасные (имеют надписи или условные обозначения, запрещающие их использование вблизи открытого огня);
# ядовитые (с надписью «Яд» или специальной маркировкой).

Все они снабжены инструкциями с описанием порядка и способов применения, а также мер безопасности при хранении и использовании. Эти инструкции необходимо строго выполнять.

imageРассмотрим некоторые опасные ситуации, причина которых — отравление.

imageБытовой газ. Использование в быту газовых плит очень облегчило приготовление пищи, однако при неполном сгорании бытовой газ создаёт опасность отравления, и при его утечке может произойти взрыв.

Распознать бытовой газ сложно, так как он не имеет цвета и запаха, правда, он раздражает глаза. В газ добавляют специальные вещества со специфическим запахом, чтобы можно было обнаружить его утечку. От взрыва газа в жилых домах могут быть разрушены жилые помещения, иногда целые подъезды многоэтажных домов, люди получают тяжёлые травмы, а некоторые погибают.

image

image

imageЧтобы избежать вредного воздействия бытового газа( надо выполнять следующие правила:

■ не открывать газовые краны максимально;
■ не оставлять включённую плиту без присмотра (слабый огонь может задуть сквозняк, закипевшая вода может вылиться из чайника или кастрюли, залить огонь, в результате этого из открытого крана в квартиру будет поступать газ).

imageЛекарства и медицинские приборы

Лекарства обычно считают не просто полезными, а даже спасительными. Но многие из них, если их употребляют в больших количествах, способны вызвать сильнейшее отравление и даже смерть, особенно у ребёнка. Очень вредно принимать лекарства в больших дозах, чем прописано врачом, ведь тогда полезная микстура может превратиться в сильный яд.

Причиной отравления может стать и обычный медицинский термометр: он содержит ядовитое вещество — ртуть. Если градусник разбился и своевременно не приняты меры, пары ртути могут вызвать отравление людей. Ртуть проникает в полы, мебель, домашние предметы, обнаружить и уничтожить её могут лишь специалисты санитарно-эпидемиологической службы или гражданской обороны.

Иногда при загрязнении помещений ртутью приходится выселять людей, а здания уничтожать.

Обезвредить ртуть очень сложно и дорого, а вылечить людей, отравившихся парами ртути, совсем не просто. Поэтому не стоит баловаться с приборами, содержащими ртуть, а тем более играть с шариками ртути.

imageСлучайно разбив термометр или другое устройство, содержащее ртуть, надо сразу сообщить об этом взрослым.

imageБытовая и прочая химия

Самое главное условие в обращении с различными химическими веществами — не брать их и не пользоваться ими без разрешения взрослых. Лучше, если они будут храниться в закрытых шкафчиках. Часто в хозяйственных целях приходится переливать краски и растворители, ацетон или керосин в первые попавшиеся флаконы или бутылки, на которых нет предупредительных надписей, а бывает даже, что на них написаны названия пищевых продуктов.

image

Представьте, что произойдёт, если у человека появится желание попробовать содержимое такого флакона...

imageПравила обращения со средствами бытовой химии:

■ нельзя пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии, если рядом нет взрослых;
■ нельзя пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они чем-то испачканы и стоят на полу или в укромном месте;
■ нельзя пользоваться спичками и другим огнём рядом с банками или бутылками с резким запахом;
■ хранить химически опасные вещества надо в закрывающихся шкафчиках;
■ если краску или лак перелили в другую бутылку, надо сделать на ней предупредительную надпись.

Все лекарства и опасные вещества (бытовые химикаты, растворители, бензин, керосин и др.) должны храниться в недоступном для детей месте.

imageПродукты питания

Отравление может быть вызвано не только вредными и ядовитыми веществами. Отравиться также можно ядовитыми растениями и грибами, недоброкачественными продуктами питания. Наибольшую опасность представляют варёные колбасы, сардельки, сосиски и другие варёные колбасные изделия, если они хранились не в холоде. В тёплое время года случаев отравления бывает особенно много. Заражение продуктов может быть также связано с неправильными условиями хранения или отсутствием необходимой кулинарной обработки.

image

image

imageПри первых признаках отравления (колики в животе, слабость, головокружение) немедленно сообщить родителям или другим взрослым (соседям, родственникам, учителям).

imageВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные причины отравлений.
2. Расскажите об опасных ситуациях, причиной которых стало отравление.
3. Назовите основные правила обращения с опасными веществами.
4. Расскажите, какие средства бытовой химии встречаются в наших домах. Как они хранятся в вашей квартире? Какие надписи на них есть?
5. Чем опасна газовая плита?
6. Каковы правила пользования газовой плитой и газовой колонкой?
7. Как надо себя вести, чтобы не отравиться пищевыми продуктами?
8. Расскажите, что вы будете делать, если ваш младший брат в отсутствие родителей почувствовал себя плохо, попробовав какое- то вещество.
9. Вместе с родителями проверьте, какие в вашем доме есть опасные вещества, составьте их список, отметьте, в чём опасность каждого из них.
10. Изготовьте самодельные ярлыки для обозначения ядовитых веществ с надписями: «Лак», «Краска», «Ядовито», «Огнеопасно». Подумайте, как прикрепить их к флаконам и бутылкам.
11. Составьте с мамой список различных продуктов и отметьте, какие продукты и где надо хранить, какие можно употреблять в сыром виде, а какие надо варить, жарить и почему.

imageЗАДАЧА 8. Придя домой, вы почувствовали запах газа. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Позвонить родителям или в аварийную службу из дома.
2. Пойти к соседям и позвонить родителям или в аварийную службу.
3. Открыть окна и двери.
4. Проверить конфорки (если открыты, закрыть) и перекрыть основной вентиль.
5. Зажечь спичку, чтобы проверить, откуда идёт газ.
6. Включить свет, чтобы было виднее.

imageЗАДАЧА 9. Вы пришли домой, поставили полный чайник на газовую плиту и пошли смотреть телевизор. Дверь в кухню плотно закрыта. Забыв о чайнике, вы почувствовали запах газа. На улице сумерки. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Включить свет и посмотреть, в чём причина утечки газа.
2. Плотно закрыть дверь в кухню.
3. Выключить телевизор.
4. Зайти на кухню и перекрыть газовый кран.
5. Открыть окно.
6. Обратиться к соседям и попросить о помощи.
7. Сообщить родителям о случившемся.

imageЗАДАЧА 10. Перед уходом в школу вы решили выпить чаю. Пытаясь достать с полки печенье, вы случайно разлили уксус. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Взять мокрую тряпку и убрать пролившийся уксус.
2. Не предпринимать никаких действий.
3. Дать высохнуть луже уксуса.
4. Смочить полотенце раствором соды и дышать через него.
5. Взять маленькую тряпку и собрать вылившийся уксус обратно в ёмкость.
6. Открыть окно и проветрить помещение.

imageЗАДАЧА 11. Вы, находясь дома, случайно разбили ртутный термометр. Капельки ртути раскатились по полу. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Поиграть шариками ртути.
2. Постараться собрать их веником.
3. Выбросить собранную ртуть в помойное ведро.
4. Ничего не говорить родителям, чтобы не ругали.
5. Сообщить родителям о случившемся.
6. Поместить собранную ртуть в банку с водой.




Наверх