План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс






Урок 20
Обеспечение личной безопасности на улице,
опасные домогательства








imageДети часто становятся объектами самых различных преступлений: грабежей, насилия, хулиганств, убийств, похищений с целью выкупа. Это происходит потому, что они физически слабы, доверчивы и не обладают достаточным жизненным опытом. В любом городе существуют зоны, где нахождение человека в определённые моменты становится опасным. Как правило, это такие места, где либо очень много людей (вокзалы, места массовых зрелищ, стадионы, многолюдные улицы с большим потоком машин), либо мало людей (лесопарки, пустыри, стройки, старые дома, пустынные вечерние улицы).

imageБольшинство людей — хорошие, хотя и разные. Но преступники внешне могут ничем не выделяться среди них. Поэтому надо быть осторожным при общении со всеми незнакомцами.

Свою жертву преступник может высматривать у школы. На любые предложения незнакомого человека (покатать на машине, посмотреть щенков или котят на чердаке или в подвале, показать интересный боевик) надо отвечать: «Извините, нет» — и отойти в сторону. Надо помнить, что незнакомый человек тот, которого вы не знаете. Он может называть вас по имени, говорить, что пришёл по просьбе мамы или папы, но на все его предложения следует отвечать отказом, а в случае опасности кричать, бежать в людное место и сразу же позвонить родителям. Нельзя доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни тем, кто младше. Ведь именно они порой заманивают жертву к взрослым преступникам, а на желании показаться смелым они могут очень хорошо сыграть.

imageКак не стать жертвой преступления:

• быть смелыми, но не глупыми; никогда не разговари- вать с незнакомыми людьми;
• помнить, что любая вещь, которую хотят отнять, не стоит здоровья и безопасности;
• соблюдать самые простые меры предосторожности по пути из школы: ходить всегда группой или вдвоём, нигде не останавливаться по дороге, ходить одним и тем же маршрутом, по возвращении домой звонить родителям на работу;

image

• не ходить в одиночку через плохо освещённые переходы и тоннели, избегать короткого пути, идущего через парк, пустырь, строительную площадку;
• не отвечать и не поддаваться на провокации, если к вам грубо или насмешливо обращаются;
• не подходить вплотную к стоящему автомобилю, осо- бенно если в нём сидят люди и работает двигатель;
• в позднее время не садиться в пустые автобусы, трамваи и троллейбусы или занимать в них такие места, чтобы вас видел водитель, в метро выбирать вагоны, в ко- торых есть пассажиры;
• не давать никому адрес и домашний телефон без крайней необходимости.

imageКак избежать опасных домогательств

Очень важно и необходимо уже сейчас готовить себя к взрослой жизни: к умению отвечать за свои поступки, к тому, чтобы состояться в жизни профессионально, создать собственную семью, быть нравственно и физически здоровым. Как же нужно себя вести, чтобы сохранить своё нравственное и физическое здоровье?

Обычно то, что делается против нашей воли, оставляет в душе неприятный осадок. Точно так же бесцеремонные действия по отношению к нашему телу вопреки нашему желанию вызывают чувства досады, унижения, обиды, недоверия. Они могут произойти в самых разных местах и в разное время суток. Это может быть прижимание, поглаживание, прикосновение, принуждение к разглядыванию картинок и просмотру видеофильмов неприличного содержания и т. п. Такие посягательства бывают направлены и на мальчиков, и на девочек, при этом они могут и не включать физическое насилие.

Люди, совершающие подобные действия, называются насильниками, совратителями. К сожалению, бывают случаи, когда насильник может быть и знакомым человеком. Во многих других областях жизни насильник (совратитель) своим поведением не отличается от остальных людей. Иногда он заранее планирует своё преступление. Нередко затрачивает много времени для того, чтобы завоевать доверие и расположение будущей жертвы.

Чтобы избежать подобных ситуаций, надо доверять своему инстинкту самосохранения. Может, где-то в глубине души уже звучит сигнал тревоги. Необходимо слушать реакции своего организма.

Часто можно почувствовать опасность ещё до того, как человек будет в состоянии объяснить, в чём она заключается.

Если неизвестные лица приглашают послушать музыку, сниматься в кино, посмотреть видеофильм, поиграть в компьютерные игры, обещают показать собаку, другое животное (может быть и любой другой предлог), не нужно спешить соглашаться.

Надо рассказывать родителям или людям, которым доверяете, о повышенном интересе со стороны кого бы то ни было (знакомого или незнакомого, взрослого или подростка), и они подскажут, как правильно вести себя в этих случаях.

Всегда следует предупреждать родных, к кому и куда уходите в гости, чтобы взрослые знали адрес или телефон, по которым можно будет обратиться.

Бывают ситуации, когда что-то уже произошло и стыдно об этом рассказывать. Не нужно пугаться и стыдиться, возможно, всё не так страшно, как кажется. Обязательно следует рассказать об этом родителям, бабушке или другому взрослому человеку, которого уважаете. Обязательно найдётся выход из этой ситуации.

Неплохо узнать у родителей или учителя «телефон доверия для детей и подростков», адреса служб психологической помощи в трудных ситуациях, чтобы всегда была возможность выговориться и посоветоваться в случае необходимости.

Если остались невыясненными какие-либо вопросы, надо спросить у кого-нибудь из взрослых, к кому испытываете доверие. Не следует забывать о прочитанном, закрыв учебник. Нужно обсуждать в семье и с друзьями эти вопросы и то, каким образом можно избежать опасных домогательств или насилия.

imageВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вспомните и расскажите, о каких преступлениях в городах вы знаете.
2. Какие места в любом городе являются опасными?
3. Составьте план опасных мест для своего города, района.
4. Предложите ваш вариант одежды для посещения дискотеки в незнакомом месте. Что вы возьмёте с собой? Расскажите о правилах безопасного поведения на этом мероприятии.
5. Как вы понимаете выражение «Учитесь слушать реакцию своего организма»? Может ли это помочь почувствовать опасность?
6. Вспомните, как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком, который приглашает на какое-то мероприятие.
7. Вместе с родителями проанализируйте и обсудите, как будете действовать, если незнакомый человек пристанет к вам на улице, по дороге домой из школы, в подъезде дома, в общественном транспорте.

Узнайте, имеется ли в вашем городе, районе служба психологической помощи и «телефон доверия для детей и подростков». Внесите этот телефон в свою записную книжку.

imageЗАДАЧА 29. Вы идёте из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на машине. Выберите один из предлагаемых вариантов дальнейших действий.

1. Вы с ним заговорите и начнёте расспрашивать, где вы будете кататься.
2. Скажете, что сейчас не можете, но с удовольствием покатаетесь в следующий раз и дадите свой телефон.
3. Скажете: «Нет. Я не поеду» — и отойдёте или перейдёте на другую сторону дороги.
4. Согласитесь покататься только 10—15 минут при условии, что он потом довезёт вас домой.




Наверх