План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс






Урок 21
Правила поведения при захвате в заложники








К сожалению, никто из нас не застрахован от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов.

imageЗаложник — это человек, который насильственно задерживается преступниками, целью которых является заставить государство, организацию или других лиц выполнить определённые требования или обязательства как условия освобождения задерживаемого лица.

К террористическому акту трудно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Особенно осторожным нужно быть на многолюдных мероприятиях — на спортивных состязаниях, на концертах. Возможен захват заложников в самолётах, автобусах и других транспортных средствах. Не исключено, что причиной захвата может явиться требование выкупа с родителей. В этом случае надо сделать всё возможное, чтобы предотвратить такую ситуацию.

imageДля этого надо выполнять следующие правила:

• не хвалиться перед своими товарищами, а тем более перед незнакомыми людьми материальным благополучием семьи;
• быть наблюдательным, замечать происходящие вокруг изменения (например, один и тот же автомобиль во дворе дома, где живёте, и около школы, звонки по домашнему телефону от незнакомых людей, проявляю- щих интерес к вашим планам);
• для передвижения выбирать оживлённые и хорошо освещённые улицы, избегать кратчайших путей, если они проходят через парки, пустые автостоянки, пустыри, стройки;
• ходить по той стороне улицы, чтобы транспорт двигался навстречу, а не в одном с вами направлении (лучше, соблюдая правила, лишний раз перейти дорогу);
• при нападении как можно больше шуметь, привлекая внимание прохожих.

imageЕсли в заложники с целью выкупа всё-таки захватили, необходимо:

• быть готовым к тому, что увозить с места похищения могут с заклеенным лейкопластырем ртом, связанными руками, на полу салона автомобиля под ногами у похитителей;
• постараться запомнить детали «путешествия» с места захвата (время и скорость движения, подъёмы и спуски, крутые повороты, остановки у светофоров, железнодорожные переезды, характерные звуки);
• запоминать все детали места заточения (расположение комнат, окон, дверей, лестниц, этаж);
• фиксировать своё внимание на всех разговорах, которые ведут преступники, особенностях их речи и поведения;
• не впадать в апатию, не умолять о пощаде, всегда сохранять внешнюю готовность к контакту с похитителями;
• не обсуждать с захватчиками сумму назначенного ими выкупа;
• не пытаться оказывать сопротивление захватчикам или идти с ними на открытый конфликт — это поможет избежать лишних физических страданий и может улучшить условия содержания.

imageЕсли захват в заложники произошёл в транспортном средстве, месте массового пребывания людей (театр, концертный зал, школа), надо соблюдать правила поведения, указанные на схеме.

imageПравила поведения при захвате в заложники в транспортном средстве или месте массового пребывания людей

image

image

imageВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Кто такой заложник?
2. Какие меры предосторожности следует предпринять, чтобы не попасть в заложники с целью получения выкупа?
3. Какие отношения следует установить заложнику с людьми, удерживающими его с целью получения выкупа?
4. Перечислите действия заложника, если он вместе с другими людьми захвачен в зале кинотеатра и группа захвата приступила к операции по освобождению.

imageЗАДАЧА 30. Солнечный весенний день. Вы с классом едете на рейсовом автобусе на экскурсию. Вдруг несколько пассажиров автобуса достают оружие и начинают угрожать водителю и остальным пассажирам, требуя, чтобы никто не двигался. Начинается паника. Выберите из предлагаемых вариантов дальнейшие действия и определите их очерёдность.

1. Постараться выскользнуть из автобуса.
2. Договориться с другими людьми, чтобы обезоружить одного из террористов.
3. Выполнять все указания террористов.
4. Сохранять спокойствие и успокоить других.
5. Ждать, когда вас освободят спецслужбы.
6. Помогать спецслужбам в обезвреживании террористов.
7. Обратиться к террористам с просьбой вас отпустить.




Наверх