План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс






Урок 17
Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений








image

С получением прогноза о возможности наводнения население оповещают об этом по радио и телевидению.

При получении информации о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой:

- пакет с документами и деньгами;
- аптечку;
- трехдневный запас продуктов и питьевую воду;
- постельное белье и туалетные принадлежности;
- комплект верхней одежды и обуви.

После этого необходимо прибыть в установленный срок на заранее назначенный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасное место.

image

imageЕсли наводнение застало вас внезапно, то необходимо как можно быстрее занять возвышенное место и быть готовым к эвакуации по воде при помощи различных плавсредств или пешком по неглубоким и с небыстрым течением воды бродам. В такой обстановке нельзя терять самообладание, нужно принять меры к подаче сигналов спасателям. Днем вывесить или размахивать хорошо видимым полотнищем (лучше прибить его к древку). Ночью периодически подавать сигналы голосом и светом.

image

Для спасения людей применяют различные плавсредства (катера, лодки, плоты, вездеходы-амфибии и др.), а также вертолеты. В безопасном месте нужно находиться до спада воды. При эвакуации на плавсредстве надо выполнять все требования спасателей. Нельзя покидать свое место и садиться на борта.

Самостоятельно из затопленного района можно выбираться лишь в безвыходных ситуациях, когда надежды на спасателей нет. Такое решение должно быть продуманным и хорошо подготовленным.

image

При наводнении займите верхние этажи, чердаки зданий

imageПосле спада воды нужно остерегаться порванных и провисших проводов. Продукты, попавшие в воду, можно употреблять только после их проверки представителями санитарной инспекции. Запасы питьевой воды перед ее употреблением также должны быть проверены, а колодцы осушены путем выкачивания из них загрязненной воды. Воду перед употреблением обязательно кипятить. Перед тем как войти в здание после спада воды, убедитесь, что вход в него не представляет опасности. Войдя в помещение, сразу же проветрите его. При осмотре внутренних помещений не применяйте спички или зажигалку (из-за возможного присутствия в воздухе газа), а используйте электрический фонарь на батарейках.

image

Вы должны знать, что не всегда возможно предварительное оповещение и информирование населения. Бывают ливневые наводнения, которые обрушиваются внезапно.

Такое случилось в центре Москвы 29 июля 1924 г., когда по Тверской вниз к Кремлю неслась настоящая река. Внезапный июльский ливень 1948 г. в Кишиневе превратил некоторые его улицы в овраги глубиной до 6 м. Так что опасность наводнения может подстерегать и на улицах больших городов.

imageПредупредить о наводнении может сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств. Услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор (на местной программе передач) и прослушайте информацию и инструкции населению. В сообщении об угрозе наводнения кроме гидроме- теоданных указывают ожидаемое время затопления, границы затопляемой по прогнозу территории, порядок действий населения при наводнении и порядок эвакуации.

image

Оказавшись в зоне затопления, оставайтесь на верхнем этаже или крыше здания, на дереве или в другом возвышенном месте.

Самоэвакуацию можно проводить только в случае реальной угрозы вашей жизни (затопления местонахождения).

image

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


1. Дайте определение наводнения.

2. Расскажите о классификации наводнений по причинам их возникновения.

3. Расскажите о последствиях наводнений.

4. Расскажите об опасностях наводнений.

5. Что такое затор и зажор льда?

6. Расскажите о мерах по защите от наводнений.

7. Расскажите о действиях населения при заблаговременном оповещении о наводнении.

8. Расскажите о ваших действиях во время наводнения, если вы окажетесь в доме (в школе).

9. Расскажите о ваших действиях во время наводнения, если вы окажетесь на открытой местности.

10. Расскажите о ваших действиях после наводнения.

11. В каких случаях можно самостоятельно выбираться из затопленных районов?

12. Какую опасность для сельскохозяйственных культур представляют наводнения?

Задание 10


Трое друзей выехали на рыбалку. Взяли удочки, надувную лодку, запас продуктов питания. Река находится в 15 км от города. На берегу реки на небольшой возвышенности они расположились на ночлег. Развели костер и легли отдохнуть. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: «Подъем! Вода прибывает». Вокруг места ночлега много воды, река вышла из берегов. Невдалеке, метрах в 150, холм, на котором видны какие-то постройки. Выберите из предлагаемых вариантов ваши дальнейшие действия и определите их очередность.

1. Сесть в лодку и поплыть по течению реки до ближайшего поселка.

2. Сесть в лодку, сделать самодельный якорь, чтобы лодку не сносило, и оставаться на месте ждать помощи.

3. Сесть в лодку, доплыть до холма, где видны постройки.

4. Около холма сориентироваться, в какой стороне расположен ближайший поселок, и плыть до него.

5. Залезть на постройку и оставаться там до схода воды.

6. Развести костер для привлечения внимания.

7. Вывесить на шесте свои рубашки или другое цветное полотнище для привлечения внимания спасателей. 





Наверх