План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 2
Риски культурной среды и безопасность в культурно-духовной сфере



Вы знаете:

• Какую роль уделяет общество обеспечению безопасности в социуме, противодействию деструктивным сообществам.

Вы узнаете:

• Что входит в понятия «культурная среда», «духовно-культурная сфера жизни».

• Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти — один из стратегических национальных приоритетов.


Культурная среда — это совокупность продуктов человеческой деятельности в материальной и духовной сфере, в пространстве общественно-экономического уклада, законов, традиций, обычаев и нравственных ориентиров, личности, общества и государства. Жизнедеятельность в культурной среде неизбежно связана с различного рода рисками.

Риск — это вероятность возникновения опасной ситуации и наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья человека, а также нанесение ущерба материальному, духовному и общественному благосостоянию.

В число известных вам проявлений рисков и опасностей современной культурной среды входят техногенные аварии и катастрофы, негативное воздействие информационной среды, риски, связанные с бытовой, хозяйственно-экономической деятельностью, опасности криминала, экстремизма и терроризма и другие опасности, связанные с материальной, общественно-политической и духовно-культурной деятельностью.

Духовно-культурная сфера жизни общества включает в себя мораль и нравственность, воспитание и образование, науку, культуру и искусство, литературу, религию и мифологию.

Деятельность личности, общества и государства в культурно-духовной сфере направлена на выработку ценностей, которые являются основой для формирования культурной и гражданской идентичности в стране.

Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти — один из стратегических национальных приоритетов, как указано в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400.

В этом документе также определены основные угрозы и опасности для национальной духовно-культурной сферы Российской Федерации:

• Происходящие в современном мире изменения затрагивают не только межгосударственные отношения, но и общечеловеческие ценности. Достигнув высокого уровня социально-экономического и технологического развития, человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

• Всё более разрушительному воздействию подвергаются базовые моральные и культурные нормы, религиозные устои, институт брака, семейные ценности. Абсолютизируется свобода личности, осуществляется активная пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждается культ насилия, потребления и наслаждения, легализуется употребление наркотиков, формируются сообщества, отрицающие естественное продолжение жизни. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть.

• Насаждение чуждых идеалов и ценностей, осуществление без учёта исторических традиций и опыта предшествующих поколений реформ в области образования, науки, культуры, религии, языка и информационной деятельности приводят к усилению разобщённости и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности. Пересмотр базовых норм морали, психологическое манипулирование наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью человека, поощряют деструктивное поведение, формируют условия для саморазрушения общества. Увеличивается разрыв между поколениями. Одновременно нарастают проявления агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма.

• Традиционные российские духовно-нравственные и культурно-исторические ценности подвергаются активным нападкам со стороны США и их союзников, а также со стороны транснациональных корпораций, иностранных некоммерческих неправительственных, религиозных, экстремистских и террористических организаций. Они оказывают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное, групповое и общественное сознание путём распространения социальных и моральных установок, противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации.

• Информационно-психологические диверсии и «вестернизация» культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета. Участились попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабления государствообразующего народа.

• Подвергаются дискредитации традиционные для России конфессии, культура, русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Расширение информационного пространства и сети Интернет не только создаёт больше возможностей ознакомления с культурно-духовными ценностями, но также содержит опасность подвергнуться влиянию безнравственности, бескультурья, агрессии, экстремизма.

Для того чтобы снизить риск возможного негативного влияния в культурно-духовной сфере, необходимо не только знать и видеть указанные выше опасности, но также уметь опираться на традиционные российские духовно-нравственные ценности, к которым относятся прежде всего жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.

Полноценная деятельность в современной культурной, духовно-нравственной сфере требует соблюдения определённых мер личной безопасности:

— знать традиционные российские духовно-нравственные ценности и следовать им в жизни;

— сознательно и с необходимой ответственностью подходить к оценке информации, явлений и деятельности (в том числе вашей собственной), связанных с культурной, духовно-нравственной сферой на предмет их соответствия традиционным российским духовно-нравственным ценностям, а также содержания в них угроз и опасностей, указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации для этой сферы;

— знать и сохранять отечественную культуру, историю, обычаи и традиции многонационального российского народа — это укрепит ваше культурно-нравственное самосознание и духовное единение российского общества;

— защищать и оберегать русский язык как государственный язык, как средство свободного межнационального общения и создания единого общенационального культурного пространства. Не допускайте неграмотности и сквернословия ни в устной, ни в письменной форме, не засоряйте язык жаргонизмами и неоправданным применением заимствований иностранных слов. Сохраняйте и изучайте родной национальный язык;

— максимально использовать все возможности школьного образования в изучении русского языка, истории, литературы, географии, других предметов для получения основ полноценных знаний о богатейшей и великой российской культуре и истории;

— активно участвовать в культурной жизни страны, города, района, где проживаете, посещайте музеи, выставки, памятные места, посвящённые российской истории, культуре, искусству, достижениям отечественной науки и техники;

— участвовать в работе культурно-исторических, патриотических объединений, клубов и движений, чья деятельность направлена на изучение российской культуры, истории, на сохранение и пропаганду российских традиционных духовно-нравственных ценностей;

— исключить для себя возможность использования информационных ресурсов, а тем более участия в движениях и объединениях, пропагандирующих превосходство западной культуры и ценностей, экстремизм, насилие, культ смерти, религиозную нетерпимость и межнациональную рознь;

— развивать свои творческие способности в культуре и искусстве, науке, чтобы ваши достижения стали вкладом в духовно-нравственное совершенствование и материальное благополучие вас лично и российского общества в целом, что обязательно поможет повышению роли России в мировом гуманитарном, культурном, научном и образовательном пространстве.



Проверяем знания

1. Что такое культурная среда? Сформулируйте своё определение. Сравните его с определением в учебнике.

2. Как связано понятие «риск» с процессами, происходящими в культурной среде общества? Обоснуйте свою позицию.

3. Что входит в понятие «традиционные российские духовно-нравственные ценности»?

4. В каком документе определены основные угрозы и опасности для национальной духовно-культурной сферы Российской Федерации?

5. Как вы понимаете утверждение: «Достигнув высокого уровня развития, общество столкнулось с угрозами утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов»? Обоснуйте свою точку зрения.

Проводим исследования

1. Объясните, почему проблема безопасности культурнодуховной среды активно обсуждается в современном обществе. Поработайте с Интернетом, аргументируйте свой ответ.

2. Обсудите с одноклассниками, возможно ли снижение рисков негативного влияния в культурно-духовной сфере. Если да, что для этого нужно делать?

Работаем с источниками

1. Проанализируйте Стратегию национальной безопасности Российской Федерации. Выделите основные угрозы и опасности для национальной духовно-нравственной сферы страны. Почему защита духовно-нравственных ценностей, согласно Стратегии, является одним из стратегических национальных приоритетов? Подготовьте сообщение.

2. А. И. Бастрыкин, председатель Следственного комитета России, в интервью «Российской газете» подчеркнул, что под влиянием средств массовой информации, Интернета происходит пересмотр базовых норм морали и психологическое манипулирование, которые причиняют вред нравственному здоровью общества и поощряют деструктивное поведение. Как вы понимаете это утверждение? Приведите примеры, подтверждающие вашу позицию.

После уроков

Вместе с одноклассниками проанализируйте раздел параграфа, где описываются меры личной безопасности в области духовно-нравственной сферы. Дополните приведённый перечень.





Наверх