План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 6
Что включает в себя здоровый образ жизни



Вы знаете:

• Что факторы, составляющие здоровый образ жизни, — это правильная организация труда и отдыха, рациональное питание и движение.

Вы узнаете:

• Какие требования нужно соблюдать, составляя режим дня. Как сказывается на здоровье отсутствие движения.


Соблюдение каждым из вас норм и правил здорового образа жизни имеет огромное значение для всестороннего развития вашей личности.

Нормы здорового образа жизни неразрывно связаны с правильно выработанным режимом дня.

При правильном и строго соблюдаемом режиме дня повышаются функциональные возможности организма, что позволяет наиболее успешно справляться с различными видами деятельности. Кроме того, крепнет самодисциплина, которая вскоре станет важным фактором успешности каждого человека во взрослой жизни.

Разумеется, по сравнению с прошлыми учебными годами, ваш режим дня должен корректироваться и усложняться.

Сверхбыстрый темп современной жизни, объёмы учебного материала, которые надо усвоить, соблюдение правил информационной безопасности требуют от девятиклассника высокого уровня работоспособности и внимания. В связи с этим необходимы и благоприятные возможности для отдыха и восстановления сил в перерывах между периодами напряжённой умственной деятельности. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье и работоспособности учащихся. Hi/когда не следует пренебрегать активным двигательным режимом.

Конечно, каждый из вас формирует режим дня с учётом собственных индивидуальных особенностей, бытовых условий, объёма домашних заданий, наличия возможностей для занятий физическими упражнениями. Но некоторых обязательных правил нужно придерживаться всегда.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ


• Выполнение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур. Утренняя гигиеническая гимнастика должна завершаться водными процедурами. Они помогают содержать в чистоте тело, служат надёжным средством закаливания организма, предупреждают возникновение простудных и других инфекционных заболеваний.

• Правильное чередование различных видов деятельности (учёба, отдых, выполнение утренней зарядки и физических упражнений).

Вставать рекомендуется не позднее 7 ч утра, затем в течение 7—10 мин делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем или принимать душ.

Время для питания планировать с учётом того, что питаться следует за 1,5—2 ч до занятий физическими упражнениями и спустя 40 мин после их окончания. Ужин необходимо планировать за 2—2,5 ч до сна.

• Домашние учебные задания также нужно планировать выполнять в одни и те же часы. Во время выполнения домашних заданий через каждые 45 мин необходимы 10-минутные перерывы, во время которых рекомендуется встать, походить, выполнить несколько физических упражнений.

• На сон в вашем возрасте нужно закладывать не менее 8 ч. Таким образом, если вы ложитесь в 22 ч, вставать нужно не раньше 6 ч (кстати, прекрасное время для утренней зарядки). Благоприобретённая привычка в юности ложиться и вставать в одно и то же время оказывает человеку во взрослой жизни неоценимую услугу.

Основные составляющие здорового образа жизни, укрепляющие здоровье:

• выработка индивидуальной системы здорового образа жизни и её постоянное совершенствование;

• выработка негативного отношения к употреблению психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак);

• выработка у себя постоянной привычки к занятиям физической культурой и двигательной активности с учётом индивидуальных возможностей и потребностей. Кроме того, как показывает опыт, физически тренированные люди имеют больше шансов выйти невредимыми из опасных и чрезвычайных ситуаций;

• следование системе рационального питания;

• соблюдение правил личной гигиены;

• правильный подбор одежды согласно сезону (в том числе спортивной одежды для занятий на открытом воздухе);

• наблюдения за состоянием собственного здоровья (оценка самочувствия, переносимости физических нагрузок, самоконтроль частоты дыхания и пульса, наблюдение за массой тела);

• воспитание в себе потребности в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

• понимание важности индивидуального здоровья для безопасности личности, общества и государства;

• решительное неприятие предложений вербовщиков в религиозные секты различного толка и деструктивные общества;

• преодоление суицидальных настроений, какими бы причинами они ни вызывались.


ПРЕОДОЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОПАСНОСТЕЙ, УГРОЖАЮЩИХ ЗДОРОВЬЮ И ЖИЗНИ



Как избежать вербовки в секту


Рассмотрим одну ситуацию, которая может нарушить формирование вашего социального благополучия и в конечном итоге привести к значительным изменениям в психике и к потере здоровья. Речь идёт о вовлечении молодых людей и девушек в религиозные секты различного толка. Представители этих сект проповедуют всеобщее братство, а на самом деле способствуют деградации личности, их главной заботой является выманивание денег и имущества у легковерных, полностью подчинить их себе.

Некоторые из вас уже встречались воочию или общались в социальных сетях с чудаковатыми на первый взгляд, но не вызывающими чувства опасности людьми, предлагающими путь спасения вашей души, навязывающими разговоры о вечной жизни, обещающими выход из любой трудной ситуации, сулящими благоденствие, счастье и гармонию в случае, если вы доверитесь им.

Потенциальные объекты вербовки в секту — это люди, находящиеся в непростой жизненной ситуации, потерявшие близких, одинокие, страдающие от депрессии или зависимостей. Именно такие потенциальные жертвы являются объектом поиска вербовщиков.

Рассмотрим признаки вербовки в секту и приёмы, используемые вербовщиками.

• Всё начинается с участливого предложения вербовщика «просто помочь». Вербовщик пытается вывести вас на откровенный разговор о плохих отношениях с родителями, проблемах взаимоотношений со сверстниками, неразделённой любви. На фоне этих проблем он демонстрирует вам полное понимание, как бы атакует вас любовью и заботой. Стоит вам расслабиться и потерять бдительность, как вам тут же предложат вступить в группу таких же «участливых и сострадающих» — она и окажется сектой.

• Ещё один приём, которым часто пользуются вербовщики, — попытка напугать потенциальную жертву тяжёлыми последствиями для тех, кто не разделяет взглядов сектантов, и для самого вербуемого в случае отказа вступить в секту. В ход идут угрозы о предстоящем конце света, от которого спасутся только члены секты, другие «страшилки». В отдельных случаях применяются элементы гипноза и физическое насилие.

• Зачастую сам глава секты и провозглашает себя богом, которому нужно безоговорочно поклоняться и подчиняться. Такие люди нередко обладают даром гипноза и манипуляции, с помощью которых навязывают потенциальным членам секты восхищение, обожание, преклонение, желание не только вступить в неё, но и приблизиться к её лидеру и стать самым верным его учеником.

• Часто общение участников секты между собой наполнено непонятными символами, секретами, тайными знаками и обрядами. Если в компании новых знакомых люди многозначительно переглядываются и используют в разговоре странные метафоры, стоит быть начеку. Конечно, сектанты пообещают объяснить вам всё, но только позже, когда вы будете готовы. А пока предложат прочитать пару книг, с которыми тоже нужно быть осторожней.

• Сектам свойственно изолироваться от общества не только с помощью тайных смыслов, но и физически — например, переезжая всей общиной подальше от цивилизации. Участникам не разрешают использовать мобильные телефоны или как-либо связываться с родственниками и знакомыми. Теперь вместо них значимыми фигурами в жизни жертвы должны стать лидер секты и другие её члены. Такая изоляция помогает делать людей зависимыми и внушаемыми, ведь некому взглянуть на их поведение со стороны и дать отрезвляющий совет.

• Большинство сект и их лидеры преследуют, помимо цели манипуляции людьми, и чисто меркантильные интересы. В ряде случаев в качестве вступительного взноса в секту обманутые люди продают свои квартиры, дома и другое имущество и остаются ни с чем. Просьбы о денежных взносах на «благое» дело, как правило, начинаются с малых сумм. Затем, по мере развития вербовочных отношений, аппетиты вербовщиков растут. Поэтому понуждение к нарастающим пожертвованиям является одним из признаков вербовки. Характерный пример — осуждённый за крупное мошенничество преступник, именовавший себя «богом» и обобравший доверчивых последователей на десятки миллионов рублей.

Запомните! Если вы распознали признаки попыток вовлечения вас в секту, немедленно обратитесь к родителям, учителям, которым доверяете. К сожалению, бывают случаи, когда родители вовлекают в секту собственных детей. В такой ситуации необходимо незамедлительно обратиться к учителям, школьному психологу. Можно обратиться на круглосуточную «горячую линию» психологической помощи детям и подросткам как общероссийскую, так и региональную. Там вам дадут совет, как действовать в такой ситуации.

Можно воспользоваться следующими номерами телефонов.

8(800) 200-01-22

Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей (работает круглосуточно).

8(495)624-60-01 (для проживающих в Москве)

Телефон доверия Центра экстренной психологической помощи Московского государственного психолого-педагогического университета.



События и факты

В некоторых случаях доверчивость людей, поверивших вербовщикам в секту, оканчивается трагически. В 1978 г. в Гайане участники секты «Храм народов», убившие прибывших с проверкой американского конгрессмена и нескольких журналистов, совершили массовое самоубийство. Всего погибло 918 человек, в том числе 276 детей.

В 1993 г. жители США стали свидетелями трагических событий в поместье Маунт-Кармел в городке Уэйко, штат Техас. Сотрудники американских спецслужб требовали от укрывшихся в поместье членов секты «Ветвь Давидова» позволить им провести обыск на предмет обнаружения наркотиков, оружия, следов похищения людей. Сектанты отказались подчиниться и во время штурма поместья сожгли себя заживо. Во время событий погибло 82 члена секты, в том числе более 20 детей, а также 4 сотрудника спецслужб США.




Как распознать и предотвратить опасность суицида


Другой острой социальной проблемой, о которой приходится говорить, является суицид (от лат. suicide) — самоубийство, умышленное и преднамеренное лишение себя жизни.

Это трагическое явление, к сожалению, имеет место также среди подростков и молодёжи.

Причины подросткового суицида

1. Отношения в семье. Отсутствие взаимопонимания и конфликты с родителями.

2. Материальные трудности и постоянные трудноразрешимые проблемы, бедность.

3. Конфликтные отношения со сверстниками. Отверженность, одиночество и унижение.

4. Неудачи в учёбе.

5. Несчастная любовь.

6. Воздействие информационных стрессоров. Пропаганда культа смерти в СМИ. Создание сайтов в Интернете, направленных на организацию групп, в которых подростков убеждают в необходимости самоубийства и принуждают к нему.

7. Влияние тоталитарных сект.

8. Боязнь наказания за какие-либо проступки, совершённые подростком.

9. Желание заставить мучиться кого-либо или таким образом отомстить.

10. Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.

11. Психические расстройства.

Признаки, указывающие на возможность суицида

1. Безразличие практически ко всему, что окружает подростка.

2. Стремление к уединению.

3. Сокращение общения с родителями и друзьями или уход от него.

4. Отсутствие заботы о внешнем виде.

5. Утрата интереса к имевшимся увлечениям.

6. Рисование различных знаков, символов и сцен смерти.

7. Постоянное посещение интернет-сайтов, пропагандирующих культ смерти и самоубийства, разговоры о смерти.

8. Расстройства приёма пищи — голодание или переедание (анорексия или булимия).

9. Смена поведения: спокойного на бунтарское или возбуждённого на апатичное.

10. Раздаривание ценных прежде для подростка вещей.

11. Появление страхов, испуганный вид.

Меры предотвращения суицида

1. Стройте доверительные отношения в семье, не теряйте контакта с людьми, которые дали вам жизнь.

2. Не бойтесь делиться с родителями, другими близкими, с учителями своими беспокойствами, страхами или проблемами. Вас услышат, и вы уже не один на один с проблемой, вам так или иначе помогут.

3. Реализуйте себя, свои интересы и способности в учёбе, спорте, творчестве, интересных вам увлечениях и делах. Чем больше в вашей жизни будет интересного содержания, тем больше интересных людей будет вас окружать.

4. Усвойте, что жизнь изменчива, богата и разнообразна: после неудачи, проблем приходят победы и радости. Вчерашние неудачи и страхи проходят и исчезают в прошлом, и вы идёте дальше к лучшему будущему, для чего и надо жить и действовать. Ваше будущее в ваших руках.

5. Немедленно отказывайтесь от источников информации, убеждающих и принуждающих вас к нанесению ущерба вашему здоровью и жизни. Сразу сообщайте о подобных интернет-сайтах, группах или личностях родителям, учителям и в правоохранительные органы.

6. Берегите свою душевную свободу и благополучие. Избегайте всевозможных агрессивных сект и объединений.

7. Пользуйтесь телефоном доверия экстренной психологической помощи вашего региона.

8. Не употребляйте алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества.

9. Если вы чувствуете безотчётный страх, отчаяние, неспособность контролировать своё эмоциональное состояние или вы видите и знаете о таком состоянии вашего товарища или подруги, сообщите об этом родителям, учителям, школьному психологу, так как в этом случае требуется срочная психологическая или медицинская помощь.



Проверяем знания

1. Проанализируйте правила здорового образа жизни. Сделайте отметки «Соблюдаю» — «Не соблюдаю». Какие выводы вы можете сделать?

2. Следуете ли вы определённому распорядку дня? Помогает ли он вам выполнять всё намеченное?

3. В чём опасность вовлечения в секту?

4. Что вам известно о подростковом суициде? Коротко сформулируйте, что может привести подростка к такому трагическому решению.

5. Какие меры помогут предотвратить суицид?





Наверх