План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 11
Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой



Вы знаете:

• Что окружающая среда непосредственно влияет на жизнедеятельность не только человека, но и других живых организмов.

Вы узнаете:

• Какие изменения происходят в организме человека под влиянием изменений в окружающей среде.

• Что такое мутагены.

• Варианты поведения, способствующие сохранению окружающей среды.


«Экологическая безопасность — это состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». Так записано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Мы установили, что под воздействием неблагополучной окружающей среды в организме человека могут происходить необратимые явления. Как вести себя, чтобы избежать этих негативных последствий?


БЕЗОПАСНОЕ ПОВВДЕНИЕ В МЕСТАХ С ЗАГРЯЗНЁННОЙ АТМОСФЕРОЙ


• В местах с заражённой атмосферой нужно стараться дышать носом. Слизистая носа покрыта ресничками, которые задерживают вредные вещества, не давая им проникать в организм человека.

• Нужно стараться избегать мест с загрязнённым воздухом. Так, например, не следует заниматься физической культурой и спортом, устраивать пикники рядом с автомагистралью.

• Прокладывая маршрут туристского похода, прогулки, старайтесь заблаговременно избегать мест с загрязнённой атмосферой.

• Если вы живёте в сельской местности или отдыхаете на даче, старайтесь не выходить из дома, когда производится обработка полей химическими удобрениями.

• Если у вас дома идёт ремонт, то старайтесь не использовать материалы, содержащие свинец и другие вредные вещества.


БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕСТАХ С ЗАГРЯЗНЁННОЙ ВОДОЙ


• Старайтесь употреблять в пищу кипячёную воду. В этом случае нет опасности заразиться дизентерией, холерой и др.

• Воду из-под крана выдержите несколько часов, прежде чем употреблять для приготовления пищи.

• Можно использовать бутилированную воду. Но при этом нужно хорошо знать источник и фирму, которая занимается поставками.

• В настоящее время разработаны фильтры для домашнего использования.


БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕСТАХ С ЗАГРЯЗНЁННОЙ ПОЧВОЙ


• Все фрукты и овощи нужно тщательно мыть, помня о том, что в сельском хозяйстве используют пестициды и другие удобрения.

• Не рекомендуется запекать овощи в кожуре, так как под ней скапливаются нитраты.

• Концентрация вредных веществ снижается при варке овощей или при их замачивании на несколько часов, если предварительно порезать их на кусочки.



Проверяем знания

1. Какое влияние оказывает загрязнение окружающей среды на биохимические процессы, происходящие в организме человека?

2. Какие вещества способствуют нормализации окислительно-восстановительных процессов в организме человека?

3. Составьте перечень продуктов питания, расширяющих защитные возможности организма при неблагоприятной экологической обстановке.

4. Какие меры безопасности целесообразно соблюдать в местах с неблагоприятной экологической обстановкой?

Работаем с текстом

Какой вариант поведения из предложенных в параграфе вы выберите? Обоснуйте почему.

Предложите свой вариант поведения, оформив его в виде презентации. Обсудите его в классе.

После уроков

Разработайте памятку для населения, проживающего в экологически неблагоприятных регионах.




РЕЗЮМЕ

Ресурсы, взятые у природы, возвращаются в окружающую среду в виде промышленных отходов. Это наносит непоправимый вред процессам, происходящим в биосфере, создаются зоны экологического риска. В начале XXI в. над нашей планетой нависла угроза экологической катастрофы. Вредные вещества, попадая с воздухом и едой в человеческий организм, наносят серьёзный урон здоровью.

В местах с загрязнённой атмосферой, водой, почвой требуется соблюдать правила экологической безопасности.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Найдите в Конституции Российской Федерации статьи, посвящённые правам и обязанностям каждого гражданина в области окружающей среды.

2. Как вы думаете, почему вопросы экологии обсуждаются на государственном уровне и нашли отражение в Стратегии национальной безопасности страны?

3. Найдите в Интернете информацию о самых крупных экологических катастрофах. Можно ли было их предусмотреть и избежать? Подготовьте презентацию.





Наверх