План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 14
Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям



Вы знаете:

• Каждый человек, являясь потребителем, имеет права, защищённые законом.

Вы узнаете:

• Какими правами обладает потребитель, приобретая товары.

• Может ли потребитель обменять или вернуть товар, в какие сроки.


При покупке различных товаров нередко возникают ситуации, когда покупатель после приобретения товара обнаруживает, что товар по качеству или предназначению не в полной мере соответствует его потребностям или товар имеет ряд недостатков.

В этом случае возникает естественная потребность потребителя заменить товар на другой, который бы соответствовал требованиям, или сдать товар продавцу и вернуть свои деньги, или потребовать от продавца устранения недостатков товара изготовителем.

Такие ситуации нередко возникают в отношениях между потребителем и продавцом. Регулирование таких отношений нашло своё отражение в Законе «О защите прав потребителей», в главе II «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям».

Рассмотрим ряд основных положений закона в области защиты прав потребителей при продаже товаров потребителям.

1. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков (извлечение из статьи 18)

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

• потребовать замены на товар этой же марки (модели);

• потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим перерасчётом покупной цены;

• потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

• потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Запомните! Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

2. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара (извлечение из статьи 19)

Потребитель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать требованиям к безопасности товара.

3. Замена товара ненадлежащего качества (извлечения из статьи 21)

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать требованиям к безопасности товара.

3. Замена товара ненадлежащего качества (извлечения из статьи 21)

В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец в течение трёх дней со дня предъявления требований о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счёт.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменён на новый товар, т. е. на товар, не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

4. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества (извлечения из статьи 25)

Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретён, если указанный товар не подошёл по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплекции.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

В случае если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.

Процедура по обмену или возвращению непродовольственного товара продавцу возникает вследствие ошибок, допущенных потребителем при выборе и покупке товара, из-за плохой его подготовки к покупке, когда приобретённый им товар не соответствует по своим характеристикам и качествам потребностям и возможностям потребителя, и обнаруживается это после совершения процедуры купли- продажи.

Процедура эта не очень приятное занятие. Для того чтобы минимизировать неприятные последствия, которые могут возникнуть при покупке товара, потребитель должен быть хорошо подготовлен в области защиты своих прав и обладать рядом соответствующих знаний, умений, навыков и сформированной компетенцией в области купли-продажи.

Для этого можно рекомендовать следующий порядок подготовки потребителя к процессу купли-продажи:

1. Решить, какой товар необходимо приобрести для реализации возникших потребностей и с учётом имеющихся возможностей. Предварительно из существующих источников (рекламы) познакомиться с различными видами товаров и выбрать наиболее приемлемый. Внимательно изучить существующую информацию о выбранном товаре и уяснить его потребительские свойства, цену в рублях, гарантийный срок службы, правила и условия его эффективного и безопасного использования, адрес и фирменное наименование изготовителя. После этого принять решение о покупке товара и выбрать организацию (продавца), реализующую данные товары по договору купли-продажи.

2. При покупке выбранного товара потребителю целесообразно в полном объёме реализовать свои права в области защиты прав потребителя.

Для этой цели потребитель должен получить от продавца всю необходимую и достоверную информацию об основных потребительских свойствах покупаемого товара, обеспечивающую возможность правильного выбора.

Потребителю также необходимо внимательно ознакомиться с паспортом и руководством по эксплуатации и инструкцией по использованию товара.

Сравнить полученную информацию с информацией, полученной предварительно, определить их соответствие и принять решение о совершении процедуры купли-продажи.

При покупке продуктов питания потребителю необходимо получить полную и достоверную информацию о покупаемых продуктах питания, их составе, пищевой ценности, назначении, о сроках годности, об условиях хранения и других необходимых сведениях, подтверждающих их безопасность.

3. Потребителю всегда необходимо помнить, что 100% гарантии безошибочного приобретения товаров не бывает, поэтому всегда надо быть готовым, если потребуется провести его обмен либо сдать товар продавцу.

Для этого необходимо всегда быть к этому готовым и хорошо знать свои права как потребителя и владеть навыками по их законной реализации.



Проверяем знания

1. При каких обстоятельствах у потребителя появляется необходимость заменить или сдать продавцу купленный товар?

2. Какими правами обладает потребитель, если он обнаружил в купленном товаре недостатки?

3. Какие установлены сроки, в течение которых потребитель имеет право предъявить требования после обнаружения в товаре недостатков?

4. Каков порядок замены товара ненадлежащего качества?

5. Какие установлены правила по замене товара надлежащего качества по желанию потребителя?

Решаем задачи

Представьте ситуации:

1. Вы купили, казалось бы, понравившийся вам джемпер, но, придя домой, обнаружили, что он вам не подходит (или не нравится). При этом вы потеряли чек на товар. Можете ли вы заменить товар на другой или сдать, потребовав вернуть деньги? В какой статье закона прописаны ваши права?

2. Вы купили крем для загара, но, придя домой, обнаружили, что он не подходит. Имеете ли вы право заменить его?

Какой вывод вы сделаете, решив эти задачи, — все ли товары можно менять? Если да, то в какие сроки? Подготовьте презентацию.

Работаем с источниками

Проанализируйте закон о правах потребителей. Коротко (4 предложения) сформулируйте свои права и оформите их в виде плаката, который можно разместить в магазине.

После уроков

Вспомните, приходилось ли вам или вашим близким менять или возвращать товар. Всегда ли это происходило в соответствии с законом о правах потребителей?





Наверх