План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 15
Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)



Вы знаете:

• Что если вы заключаете договор на выполнение работ (оказание услуг}, вы имеете определённые права.

Вы узнаете:

• Человек постоянно стремится к улучшению условий своего быта, внедряя в обиход различные бытовые устройства и приборы.


В настоящее время почти повсеместно к домам подключено электричество, горячая и холодная вода, газ, центральное отопление. В каждом доме и квартире имеются различные бытовые устройства и приборы, которыми человек пользуется в повседневной жизни для удовлетворения своих потребностей. Жильё человека, всё бытовое оборудование и приборы постоянно должны содержаться в исправном состоянии.

Для обеспечения соблюдения этих требований за состоянием жилья человека, его бытовом оборудовании и имеющимися бытовыми приборами должен осуществляться постоянный контроль, проводиться профилактические мероприятия и осуществляться определённые ремонтные работы для поддержания в безопасном и комфортном состоянии жилья и бытового оборудования.

Для этих целей в стране создаются и действуют специальные организации, которые обеспечивают контроль за исправным состоянием жилья и бытового оборудования и необходимый ремонт жилья, бытового оборудования и различных бытовых приборов и гарантируют необходимый ремонт.

В Российской Федерации перечень бытовых работ (услуг), которые могут оказывать населению эти организации, определён в соответствующем нормативном документе.

В настоящее время в стране действует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утверждён Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст) (последняя редакция).

Для примера приведём ряд услуг, которые включены в классификатор:

• реставрация ковровых изделий;

• ремонт, окраска и пошив обуви;

• ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры;

• ремонт бытовых машин и бытовых приборов;

• изготовление, техническое обслуживание и ремонт мебели;

• химическая чистка и крашение;

• ремонт и строительство жилья и других построек;

• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Заметим, что современному человеку в процессе его жизнедеятельности постоянно приходится обращаться в различные организации, которые оказывают платные бытовые услуги (выполняют работы).

Для того чтобы взаимоотношения потребителя бытовых услуг (работ) и исполнителя (производителя) проходили в рамках существующих норм и правил в области защиты прав потребителя, каждому современному человеку необходимо быть ознакомленным изначально в общих чертах с мероприятиями по защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг), определённых Законом «О защите прав потребителей».

Коротко познакомимся с основными положениями закона по защите прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

1. Срок выполнения работ (оказание услуг) (извлечения из статьи 27)

Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ или договором о выполнении работ (оказании услуг).

По соглашению сторон в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

2. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) (извлечения из статьи 28)

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе:

• назначить исполнителю новый срок;

• поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить её своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесённых расходов;

• потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

• отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

3. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) (извлечения из статьи 29)

Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

• безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

• соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

• безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;

• возмещения понесённых им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии — в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги).

4. Права потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) (извлечения из статьи 32}

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

5. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги) (извлечения из статьи 37)

Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объёме работу после её принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путём выдачи аванса.

В заключение отметим, что потребителю, принявшему решение обратиться в организацию (компанию) и заключить с ней договор на выполнение определённых работ (услуг), необходимых для поддержания в нормальном состоянии своих бытовых условий, целесообразно:

• ознакомиться (изучить информацию) с существующими в районе проживания организациями (компаниями), которые выполняют соответствующие платные бытовые работы (услуги);

• проанализировать, если есть такая возможность, отзывы, которые характеризуют качество и надёжность работы данных организаций (компаний);

• выбрать из них приемлемую организацию.

Потребителю, прежде чем приглашать представителя выбранной организации для определения объёма работ (услуг) и оформления соответствующего договора, желательно проанализировать и уяснить свои права как потребителя, заказчика определённых работ (услуг).

При заключении договора с исполнителем (уполномоченным представителем организации) на выполнение определённых работ (оказания услуг) потребителю целесообразно обратить внимание:

• на указание срока выполнения работ (оказания услуг);

• на гарантии надёжности выполненных работ (оказанных услуг);

• на цену выполненных работ (оказанных услуг);

• на порядок и формы оплаты работ (услуг);

• на соблюдение прав потребителя и соответствия договора с решением потребителя на выполнение заказанных работ (услуг).



Проверяем знания

1. Какие бытовые особенности и меры безопасности характерны для дома (квартиры) современного человека?

2. Как вы думаете, сдав в ремонт обувь, получив квитанцию, можно ли считать, что вы заключили договор с мастером? Обоснуйте своё мнение, ссылаясь на закон.

3. Какими правами обладает потребитель при нарушении сроков выполнения заказанных работ (услуг)?

4. Какими правами обладает потребитель при обнаружении недостатков выполненной по заказу работы (оказанной услуги)?

5. Какие существуют порядок и формы оплаты выполненной по заказу работы (оказанной услуги)?

Решаем задачу

Вы вызвали мастера починить водопровод и остались не удовлетворены его работой. Кому предъявите претензии — сантехнику или организации, в которой он числится? Как происходит оплата услуги, если результаты работы вас не устраивают? В какой статье закона прописаны ваши права на этот случай?

Работаем с источниками

Найдите в Интернете текст Закона «О правах потребителей». Проанализируйте его. Что следует добавить в этот закон по вашему мнению? Обоснуйте свои предложения.

После уроков

Выясните у взрослых, куда надо обращаться в случае каких-либо поломок в доме. Составьте памятку: вызов сантехника, электрика, плотника.




РЕЗЮМЕ

Российское законодательство гарантирует права потребителей при покупке товаров и приобретении или заказе услуг. Каждый гражданин Российской Федерации должен хорошо знать свои права в области защиты прав потребителей и уметь их защищать. Защищённость потребителя от опасного товара (работы, услуги) зависит от общего уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Информация о товаре (работе, услуге) в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товара, цену в рублях, гарантийный срок (если он установлен) и другие важные сведения.

Государственная система контроля за соблюдением прав потребителей определена Законом «О защите прав потребителей».

Высокий уровень защиты прав потребителей обеспечивается совместными усилиями государства и гражданами страны.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. С какой целью разработан закон о правах потребителей?

2. Какие основные понятия закрепляются в этом законе?

3. Приходилось ли вам или вашим близким поступать в соответствии с этим законом? Всегда ли это происходило в соответствии с правилами?

4. Сформулируйте 4 основных правила потребителя, которые вы разместили бы в этой главе.

5. Как вы думаете, как связаны безопасность и права потребителей товаров и услуг? Обоснуйте свой ответ.

6. На основе содержания главы учебника разработайте памятку безопасности для потребителей товаров и услуг (5—6 правил).





Наверх