План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 25
Правила поведения в различных ситуациях, связанных с антитеррористической безопасностью



Вы знаете:

• Правила безопасности Яцека Палкевича.

• Основные правила поведения во время террористического акта.

• По каким признакам можно узнать о готовящемся террористическом акте и можно ли его предотвратить.

Вы узнаете:

• Основные правила безопасности жизнедеятельности.

• Как вести себя, обнаружив подозрительный предмет.

• Что делать, если вас захватили в заложники, как реагировать на сообщения с угрозами, как избежать опасности во время спецоперации по освобождению заложников.


Необходимо точно представлять своё поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите (источник: сайт Национального антитеррористического комитета). Для этого следует помнить и пользоваться основными правилами безопасности жизнедеятельности:

• предвидеть опасность;

• по возможности её избегать;

• при необходимости действовать в соответствии со складывающейся ситуацией.

Так, если вы хотите предвидеть опасность, всегда нужно обращать внимание на появление возле вашего жилища или места учёбы подозрительных, по вашему мнению, людей и автомобилей, предметов, сообщать о своих подозрениях родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.


ОБНАРУЖЕНИЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВЗРЫВНЫМ УСТРОЙСТВОМ, В ДОМЕ И В ШКОЛЕ


Подобные предметы обнаруживают на лестничных площадках и маршах, около дверей квартир, в местах общего пользования. Как вести себя при их обнаружении? Какие действия предпринять?

Если обнаруженный предмет не должен, по вашему мнению, находиться в этом месте, не оставляйте этот факт без внимания.

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома, не трогайте его. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке вашим родителям или в ваше отделение полиции.

Запомните! Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются самые обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, коробки, игрушки и т. п.

Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами, это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям.


ЗАХВАТ В ЗАЛОЖНИКИ


Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у преступников. При этом преступники могут добиваться достижения политических целей, получения выкупа и т. п.

Во всех случаях ваша жизнь становится предметом торга для террористов.

Захват может произойти в транспорте, в учреждении, на улице, в квартире.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ЗАЛОЖНИКАХ


• Неожиданное движение или шум могут повлечь жестокий отпор со стороны террористов. Не допускайте действий, которые могут спровоцировать террористов к применению оружия и привести к человеческим жертвам.

• Нельзя исключить возможность применения террористами по отношению к заложникам повязок на глаза, кляпов, наручников или верёвок.

• Переносите лишения, оскорбления и унижения, не смотрите преступникам в глаза (для нервного человека это сигнал к агрессии), не ведите себя вызывающе.

• Если вас заставляют выйти из помещения, говоря, что вы взяты в заложники, при отсутствии возможности незаметно скрыться не сопротивляйтесь.

Если с вами находятся дети, найдите для них безопасное место, постарайтесь закрыть их от случайных пуль, по возможности находитесь рядом с ними.

• При необходимости выполняйте требования преступников, не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и своей собственной, старайтесь не допускать истерики и паники.

• В случае когда необходима медицинская помощь, говорите спокойно и кратко, не нервируя бандитов, ничего не предпринимайте, пока не получите разрешения. Запомните! Ваша цель — остаться в живых.

• Будьте внимательны, постарайтесь запомнить приметы преступников, отличительные черты их лиц, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеру поведения, тематику разговоров и т. п.

• Помните, что, получив сообщение о вашем захвате, спецслужбы уже начали действовать и предпримут всё необходимое для вашего освобождения.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦСЛУЖБАМИ ОПЕРАЦИИ ПО ВАШЕМУ ОСВОБОЖДЕНИЮ


• Лежите на полу лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь.

• Если есть возможность, держитесь подальше от проёмов дверей и окон.

• Никогда не теряйте надежду на благополучный исход. Помните, чем больше времени пройдёт, тем больше у вас шансов на спасение.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЗАХВАТЕ САМОЛЁТА ТЕРРОРИСТАМИ


• Ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь панике, не вскакивайте, оставайтесь сидеть в кресле. Не вступайте в пререкания с террористами, не провоцируйте их на применение оружия.

• Не обсуждайте с пассажирами принадлежность (национальную, религиозную и др.) террористов.

• Избегайте всего, что может привлечь к вам внимание.

• Не верьте террористам. Они могут говорить всё что угодно, но преследуют только свои интересы.

• Ведите себя достойно. Думайте не только о себе, но и о других пассажирах.

• Если вы увидели, что кто-то из членов экипажа покинул самолёт, ни в коем случае не привлекайте к этому факту внимание других пассажиров. Действия экипажа могут заметить террористы.

• Если будет предприняла спасательная операция, постарайтесь принять такое положение, чтобы террористы не смогли вас схватить и использовать в качестве живого щита: падайте вниз либо спрячьтесь за спинкой кресла, обхватив голову руками, и оставайтесь там, пока вам не разрешат подняться. Запомните! Силы безопасности могут принять за террориста любого, кто движется.

• Покидайте самолёт как можно быстрее. Не останавливайтесь, чтобы отыскать личные вещи.

• Будьте готовы к тому, что вам предстоит отвечать на вопросы следователей, и заранее припомните детали произошедшего. Это поможет следствию и сэкономит ваше собственное время.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕСТРЕЛКЕ


Человек может оказаться в зоне перестрелки по самым разным причинам: криминальным, политическим, военным. В последнее время такая ситуация стала довольно частой и даже привычной. Поговорим о том, как вести себя в этой ситуации человеку, оказавшемуся в опасной зоне.

Правила поведения при перестрелке:

• Нельзя находиться в помещении рядом с окнами. Это опасно не только из-за угрозы прямого попадания пули, осколка, снаряда, но и из-за опасности рикошета. Опыт показывает, что пуля, залетев в комнату, может срикошетить от стен и потолка не один раз, особенно в бетонных домах.

• Необходимо немедленно отойти от окон. Если есть ванная комната, то желательно укрыться там, лечь на пол или в ванну.

• Находясь в своём укрытии, нужно следить за появлением дыма и огня. Каждая 3—5-я пуля — трассирующая, поэтому риск пожара высок.

• Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, необходимо ползком покинуть горящую комнату (квартиру), прикрыв за собой дверь. В подъезде лучше всего спрятаться подальше от окон, например в нише.

• Опасно подходить к окнам и выходить на балкон и в том случае, если стреляют далеко от вашего дома.

• Находясь на улице, необходимо найти укрытие. Им может служить выступ здания, каменные ступени, памятник, фонтан, бетонный столб, кирпичный забор или бордюрный камень. К укрытию необходимо пробираться ползком. Бежать опасно — могут принять за противника.

• Если вы спрятались за автомобилем, то учтите, что его металл тонкий, а в баке — горючее. В любом случае даже такое укрытие лучше, чем никакого.

В подобных случаях нет однозначных советов, решение необходимо принимать на месте.

Конечно, есть и безусловные вещи: не позволять зевакам стоять и наблюдать за перестрелкой, в первую очередь следует спасать детей, престарелых людей и женщин.


О ПОРЯДКЕ ПРИЁМА СООБЩЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ УГРОЗЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПО ТЕЛЕФОНУ


Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и для розыска преступников следующие ваши действия.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонящего (звонящей) и особенности его (её) речи:

• голос — громкий или тихий, низкий или высокий;

• темп речи — быстрый или медленный;

• произношение — отчётливое, искажённое, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом;

• манера речи — развязная, с издёвкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле- или радиоаппаратуры, голоса и др.). Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

• Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

• Какие конкретные требования он (она) выдвигает?

• Выдвигает ли требования он (она) лично, выступает ли в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?

• На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

• Как и когда с ним (с ней) можно связаться?

• Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и вашими родителями решений или совершения каких-либо действий.

Если возможно, ещё в процессе разговора сообщите о нём родителям, если нет — немедленно по его окончании.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.



Проверяем знания

1. Проанализируйте правила поведения в экстремальных ситуациях. Отметьте каждое «Знаю» — «Не знаю».

2. Составьте таблицу из трёх колонок: «Предвидеть», «Избегать», «Действовать». Распределите в эти колонки правила безопасного поведения.

3. Выделите по три главных момента в поведении, если вы попали в следующие ситуации: вас захватили в заложники; вы оказались в захваченном самолёте; вы оказались в центре перестрелки.

4. На что следует обращать внимание в первую очередь, если вам позвонили с угрозами? Обоснуйте свою позицию.

Решаем задачи

1. Если вместе с вами захвачены в заложники и другие люди, как вы поведёте себя: будете держаться обособленно или попытаетесь вместе незаметно обдумать план действий?

2. Как вы поведёте себя, если началась спецоперация по освобождению заложников: постараетесь выбежать, услышав первые выстрелы, или, спрятавшись, останетесь на месте до окончания операции?

3. Как вы поведёте себя, оказавшись в самолёте, захваченном террористами? Составьте план.




РЕЗЮМЕ

Общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму в своей деятельности опирается на действенную нормативно-законодательную базу.

На современном этапе экстремистские и террористические организации различной направленности пытаются активно использовать Интернет для распространения своих идей и вербовки подростков в свои ряды. В реальной жизни и в Интернете следует соблюдать правила безопасности.

Необходимо также знать алгоритм безопасных действий, чтобы правильно вести себя в случаях, связанных с антитеррористической безопасностью.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте небольшое сообщение на тему «Международный терроризм».

2. Какие государственные документы регулируют антитеррористическую деятельность страны? Кратко охарактеризуйте их цели и задачи.

3. Почему подростки привлекают внимание экстремистских организаций?

4. Как не попасть под влияние экстремистских организаций? Назовите четыре правила.

5. Разделитесь на группы. Каждая группа составляет памятку безопасного поведения: при обнаружении неизвестного предмета; при попадании в заложники в захваченном самолёте.

6. Разработайте плакат «Звонок с угрозами», на котором кратко зафиксируйте, на что следует обратить внимание.





Наверх