План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры


Тема 25
«Колумбайн» и «скулшутинг» — опасные враги общества



Вы знаете:

• Что общение в социальных сетях бывает небезопасным.

• Главную опасность представляют запрещённые законом сайты деструктивных сообществ, пропагандирующих насилие, жестокость и др.

Вы узнаете:

• Что такое агрессия.

• Какими приёмами манипулирования сознанием подростков пользуются сообщества экстремистской и террористической направленности.

• Как противостоять манипулированию в информационной среде.


Большую опасность для детей, подростков, образовательных организаций и общества в целом представляет распространение в Интернете идей и установок, пропагандирующих насильственные формы разрешения подростковых, школьных конфликтов, а также привнесённых из-за рубежа соответствующих субкультур и сформированных на их основе деструктивных сообществ экстремистской и террористической направленности.

В их числе движение «Колумбайн» (оно же «скулшутинг»), признанное решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2022 г. террористической организацией, которая занимается пропагандой и осуществлением вооружённых нападений отдельных учащихся, выпускников и иных лиц на школьников и учителей непосредственно в учебном заведении (см. «Приложения», с. 250). Подобные сообщества создают и продвигают свои сайты, которые запрещены законом и подлежат блокировке. В этих целях могут использоваться и социальные сети.

В таких сообществах фактически навязываются и пропагандируются насильственные действия, широко обсуждается тема жестокости и травли одноклассников, участники делятся советами, где приобрести принятую в сообществе униформу и средства нападения.



События и факты

В 1999 г. весь мир потрясло сообщение о преступлении, совершённом двумя подростками из американской школы «Колумбайн» (штат Колорадо). Были расстреляны ученики и преподаватели. Погибли 13 человек.

Впоследствии подобные нападения в американских школах неоднократно повторялись.

17 октября 2018 г. один из учащихся, которого СМИ назвали «керченским стрелком», взорвал самодельную бомбу в столовой Керченского политехнического колледжа, а затем расстрелял учащихся и преподавателей и покончил с собой. Погибли 22 человека, более 60 получили ранения.



Подобные жестокие и бессмысленные кровавые преступления совершаются на основе ряда мотивов:

• чрезмерно преувеличенного представления о значимости собственного «я», мнимого превосходства над окружающими, праве быть судьёй для них;

• трусости, малодушия, боязни реальной ответственности за содеянное;

• болезненной мести окружающим за мнимые или реальные обиды на своих одноклассников или учителей;

• агрессивных побуждений.

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред лицам и объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Почему возникает агрессивное поведение у подростков? Этому есть ряд причин: возрастной кризис поведения; неблагоприятная обстановка в семье, учебном заведении, насмешки, травля, изоляция в коллективе класса; психологические особенности, личностные комплексы; наследственность; гормональные нарушения; расстройства психики; употребление алкоголя, наркотиков, антидепрессантов.

При возникновении у вас агрессии в отношении окружающих следует в первую очередь понять и самому себе логически объяснить её причину, оценить её последствия для себя и того, на кого она направлена. После этого вам будет легче найти более спокойный, неконфликтный и результативный способ общения и решения возникающих проблем в отношениях со сверстниками, учителями и родителями.

Если вы чувствуете, что у вас появляется агрессия, с которой вы сами не можете бороться, обратитесь за помощью к психологу, учителю или взрослым, которым вы доверяете. С их помощью вам будет проще научиться себя контролировать.

Вы также можете заметить у своих сверстников признаки агрессивного поведения:

• быструю смену поведения (молчаливость и стеснительность, сменяющиеся резкими и эмоциональными выпадами), явно привлекающего к себе внимание взрослых и сверстников, демонстративное совершение действий, остро противоречащих общепринятым школьным правилам и нормальному, позитивному общению с окружающими;

• смену стиля одежды, использование элементов униформы и экипировки по образу представителей экстремистских субкультур.

По возможности обратите внимание учителей на такого сверстника.


Меры личной безопасности при вооружённом нападении на образовательную организацию


• Если у вас есть непосредственный контакт или связь с учителями, администрацией образовательной организации или с экстренными службами, руководствуйтесь их указаниями.

• Незамедлительно покиньте здание или территорию, где началось вооружённое нападение, либо укройтесь в таком месте, где вас трудно найти или куда сложно проникнуть вооружённому преступнику. При эвакуации с первого этажа используйте в том числе окна помещений, где вы находитесь, запасные выходы, при эвакуации с верхних этажей — пожарные лестницы.

• При эвакуации оставьте свои вещи, так как ваши руки должны быть свободны и находиться на виду у оцепивших место нападения сотрудников специальных служб быстрого реагирования, чтобы они не перепутали вас с вооружённым преступником. Ни в коем случае не держите руки за спиной, в карманах одежды.

• Никогда не идите навстречу вооружённому преступнику, не пытайтесь вступить с ним в контакт, в разговор, не смотрите ему в глаза. Постарайтесь быстрее скрыться, не привлекая его внимания.

• Если вы находитесь в обособленном помещении, заприте дверь на ключ и заблокируйте вход мебелью.

• Если вам удалось укрыться, отключите звук на мобильном телефоне, заглушите все другие доступные вам источники звука. Не переговаривайтесь с одноклассниками и находящимися с вами в укрытии взрослыми, общайтесь жестами, либо текстовыми сообщениями через мобильные устройства. Помните, что помощь должна прийти быстро.

• Как только позволит обстановка, незамедлительно воспользуйтесь телефоном экстренной связи 112 для того, чтобы связаться с представителем экстренных служб и сообщить ему информацию о месте, времени нападения, количестве нападавших, их вооружении и возможных жертвах нападения. Это ускорит прибытие представителей служб быстрого реагирования.

• При прибытии на место представителей специальных служб следуйте их указаниям. Полностью свободные от вещей руки всё время держите на виду. Не делайте резких движений, не пытайтесь ограничивать свободу действий сотрудников специальных служб, не хватайтесь за них, затрудняя, таким образом, возможность их оперативного реагирования на действия вооружённого преступника. Помните, что они одновременно решают две задачи: вашего спасения и нейтрализации преступника.


Не позволяйте собой манипулировать


Интернет на современном этапе является мощным средством информационно-психологического воздействия. Различные преступные и запрещённые законом организации с помощью Интернета для пропаганды собственных неблаговидных целей и привлечения в свои ряды новых сторонников умело используют манипуляции сознанием подростковой аудитории. Одно из значений слова «манипуляция» — махинация, мошенническая проделка. Манипуляция сознанием подразумевает обработку сознания человека для побуждения его к действиям в интересах стороны, совершающей манипуляции. Подростки, поддавшиеся манипуляциям, не сразу замечают, как ими скрыто начинают управлять.

Манипуляторы направляют процесс воображения в нужное им русло, но таким образом, чтобы подросток не заметил скрытого воздействия. Так, манипулятор, пропагандирующий агрессивную идеологию воззрения под видом темы закрытой, запрещённой к обсуждению, «запретного плода», делает это в доверительной форме, что, конечно, повышает самооценку подростка. Изо дня в день на сознание подростка обрушивается целенаправленная негативная информация, в результате чего окружающее обществе, сверстники, друзья начинают восприниматься им враждебно, с агрессией, а собственные позитивные жизненные интересы и здравый смысл отодвигаются, затмеваются в сознании.

Так, различные манипуляции сознанием с помощью видеоизображений, полуправды и полностью сфальсифицированных фактов приводят подростка к действиям в ущерб собственным интересам, он начинает действовать в интересах манипуляторов. Таким образом, манипулирование сознанием вызывает нарушение осознанной деятельности человека, принятие им неверных решений, психологическую зависимость от того, что ему внушают.


Как противостоять манипуляциям в информационной среде


Ассертивное поведение

При столкновении с информацией, которая имеет агрессивный характер и содержит призывы к участию в экстремистских, террористических и других деструктивных сообществах, необходимо выработать у себя ассертивное поведение (от англ, assert— утверждать, заявлять; доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым) — уверенное неагрессивное поведение, основанное на соблюдении равновесия между отстаиванием своих интересов и уважением к интересам других.

Такой тип поведения позволит вам оценивать негативную информацию с позиции взрослого: защиты собственных интересов, безопасности для собственной жизни и жизни окружающих, здоровья и общественного благополучия.

Следует категорически избегать позиции «ребёнка»(послушного исполнителя), неспособного критически отнестись к установкам, внушаемым мнимыми «учителями», призывающими с различных сайтов к вхождению в деструктивные сообщества и навязывающими идеологию, наносящую ущерб вашему психическому, физическому здоровью и социальному благополучию.



Правила

Чтобы не попасть под влияние какого-либо деструктивного сообщества, опасного для вашей жизни и жизни окружающих, необходимо:

• понимать реальную опасность, исходящую от источника в Интернете, включая оценку возможных трагических и непоправимых последствий призывов к убийствам одноклассников и преподавателей;

• критически, с позиции «взрослого» отнестись к очевидному намерению кураторов сайта манипулировать вами, принудить к агрессии, разрушить вашу жизнь. Осознание того, что это зло направлено против вас, позволит уверенно прервать контакт с деструктивным сайтом или сообществом;

• в школьном коллективе выстраивать доброжелательные отношения с одноклассниками на основе взаимного уважения и поддержки. Это практически не оставляет места для накопления обид и разжигания ненависти, приводящих к трагедиям;

• избегать каких-либо контактов с сайтами, содержащими призывы к насилию;

• при обнаружении подобных сайтов выполнить следующие рекомендации по направлению ссылок на сайты или страницы сайтов в Интернете, содержащие материалы с признаками запрещённой информации:

— открыть посредством интернет-браузера раздел сайта Роскомнадзора «Единый реестр запрещённой информации» и в подразделе «Приём сообщений» сформировать сообщение о наличии на сайте или странице сайта в Интернете признаков запрещённой информации;

— в поле «Тип информации» следует выбрать один из типов запрещённого к распространению контента;

— ввести в поле «Указатель страницы сайта в сети Интернет» конкретную ссылку на интернет-страницу деструктивного сайта в Интернете, где содержатся признаки запрещённой информации.

Такой ответственный поступок поможет спасти здоровье и жизнь многих ваших ровесников и других людей.




Проверяем знания

1. Что вы знаете о таких деструктивных группировках, как «Колумбайн» и «скулшутинг»? Коротко опишите их, дав свою оценку.

2. Почему эти и подобные деструктивные группировки относятся к экстремистским, террористическим и запрещены в нашем государстве? Приведите три аргумента.

3. Дайте своё определение понятия «агрессия». Сравните с определением в учебнике.

4. Замечали ли вы у себя, своих одноклассников признаки агрессии? В чём они выражались и как вы боретесь с этим состоянием?

5. Как вы понимаете, что такое манипулирование сознанием? Объясните своими словами.

6. Приведите примеры и особенности ассертивного поведения.

7. Как с позиции «взрослого» отказаться от предложения стать членом деструктивной группировки?

8. Как привлекают в деструктивные группировки?

9. Как противостоять манипулированию? Объясните на основе текста учебника. Какие правила вы выработаете для себя?

Работаем с источниками

Проанализируйте содержание параграфа. Какую полезную для себя информацию вы извлекли?

Как вы поступите, столкнувшись с сайтом, призывающим к насилию? Подготовьте памятку в виде плаката.

Решаем задачу

1. Можно ли считать манипулированием следующие выражения: «Если ты не поможешь мне, ты мне не друг (подруга)»; «Мы собираемся сбежать с урока, ты должен (должна) пойти с нами, ведь мы всё делаем вместе»?

2. Как вы ответите на эти предложения с позиции «взрослого», с позиции «ребёнка»?

После уроков

Вместе со взрослыми найдите примеры манипулирования сознанием в литературе. Проанализируйте, какими приёмами пользуется манипулятор. Что можно ему противопоставить?





Наверх