Учебная программа элективного курса




Методические материалы




Учебная программа элективного курса


Пояснительная записка


Программа спецкурса (курса по выбору учащихся) ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы. В процессе изучения данного специального курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о важнейших достижениях человечества в освоении природы с помощью технических приспособлений, развитии знаний о природных материалах и их свойствах, о техническом прогрессе цивилизации.

Поскольку курс предлагается учащимся, определившим собственный выбор пути дальнейшего профильного образования, то его содержание может варьироваться с учетом склонностей и интересов тех учеников, которые будут обучаться по данной программе. Практически любая тема программы может быть развернута в своеобразный «модуль», в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и получают необходимые знания и умения.

Курс «Истории техники» является «межпредметным», поскольку наряду со сведениями из истории важнейших технических достижений, смелых изобретательских идей в его содержание входит изучение существа технических конструкций, воплощавших эти идеи.

Важное место в содержании курса отводится знакомству с отдельными выдающимися изобретателями, создателями техники, чьи имена вошли в историческую память человечества.

Курс не связан жестко с историей отдельных стран, он призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений из истории разных стран, народов, эпох. Вместе с тем основные требования систематичности, учет принципа историзма — необходимое условие постижения историко-технической проблематики.

Направленность курса — развивающая. Прежде всего, он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.

В процессе работы по изучению данного курса ученики могут овладеть:
• конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития техники и науки;
• техническими и технологическими знаниями, осознанными на базе осмысления исторического опыта человечества;
• историко-биографической информацией, касающейся выдающихся изобретателей, ученых, творцов техники;
• историко-страноведческими знаниями, показывающими вклад отдельных стран и народов в мировой технический прогресс;
• умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление тематических картотек, таблиц, схем, реферирование литературы по избранной теме или проблеме);
• элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного (под руководством педагога) микроисследования.

В содержании курса по данной программе выделяются теоретический и прикладной аспекты. Последнее вызвано тем, что постижение технических идей невозможно без элементов моделирования, анализа чертежей, составления принципиальных схем устройства и т.п.

Итогом работы отдельных учащихся или группы учащихся по данной программе могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по истории конкретного изобретения, а также выполненные макеты, модели и т.п. и их описание.

Образовательные результаты изучения данного спецкурса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
• текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам развития техники, сущности технических идей и способов их воплощения; рецензирование сообщений учащихся и др.);
• тематический контроль (тестовые задания и тематические зачеты);
• зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса);
• обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, рефератов, описаний выполненных практических работ).

С учетом того, что данный курс является элективным, т.е. выбирается учащимися инициативно, по их желанию и с учетом направленности познавательных интересов, целесообразно при оценке результата использовать нетрадиционную систему оценивания — портфолио-оценку, или портфель достижений учащегося.

Портфолио — это набор работ отдельного ученика (письменных работ, сочинений, макетов, самостоятельно выполненных наглядных пособий (или их фото), компьютерных материалов, видеопленок, ученических журналов и т.д.), которые оцениваются на основе разработанных критериев. По результатам этой оценки судят об успешности обучения данного ученика или группы учащихся, а также об эффективности учебной программы. Пример портфолио-оценки приводится в методических рекомендациях для учителя.

В портфолио к концу года каждый ученик должен «вложить» выполненные в процессе работы. Перечень этих работ является обязательным, а темы, по которым выполняется каждый вид работы, — факультативными. Ученик может самостоятельно решить, какие именно свои работы он считает достаточно квалифицированными, чтобы представить их в своем портфолио.

Обязательный перечень работ, входящих в портфолио:
— Синхронистическая таблица;
— Предметный указатель;
— Именной указатель;
— Каталог изобретений;
— Чертеж или схема устройства;
— Тематический доклад (текст);
— Энциклопедическая справка;
— Поделка;
— Эссе;
— Проект.

Требования к энциклопедической справке:
— оригинальность текста (запрещено дословное цитирование готовых образцов);
— выделение в тексте существа изобретения, его технических особенностей;
— представление списка источников и литературы, использованных при составлении справки;
— выделение ключевых для темы терминов;
— соблюдение ГОСТа оформления (желательно)
— использование иллюстраций или чертежей,
— привлечение материалов Интернета.

Требования к эссе.

Одним из возможных способов проверки знаний и умений может служить письменная работа публицистического характера, своего рода сочинение, или эссе.

Аналогом этой формы может служить классное сочинение на свободную тему.

Цель эссе — выявить умение учащихся самостоятельно в письменной форме целостно высказывать мнение (основанное на тех или иных источниках или научной литературе) по определенному законченному вопросу (теме). Кроме того, цель эссе — предоставить учащимся возможность осуществить глубокое изучение или исследование конкретного вопроса или проблемы, связанной с изучаемым в курсе содержанием.

Учебные задачи и критерии их достижения.

Учащийся должен продемонстрировать необходимые знания и умения:
1. Определить тему и сформулировать предмет исследования или исходные тезисы.
2. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники (желательно, хотя не обязательно, чтобы в их число вошли и первоисточники).
3. Критически анализировать различные факты и оценить их интерпретации.
4. Высказывать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении фактов.
5. Представить работу по исследуемой теме, которая.
— хорошо спланирована и организована;
— развивает тему, последовательно и связно изложена и аргументирована;
— документально точна, имеет ссылки на использованные документы, надлежащим образом оформленные сноски, библиографию, примечания.

Учащийся должен показать:
— адекватное программе знание раздела или темы, на которой основан вопрос (тема эссе);
— умение использовать необходимую и достаточную аргументацию, не выходя за рамки поставленного вопроса;
— понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность);
— навыки письменной презентации материала (владение стилистикой научной речи, обществоведческой терминологией);
— навыки организации материала: умение построить план ответа, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства.

Состав учебно-методического комплекта по курсу

Учебное пособие для учащихся «История техники», включающее учебные тексты, иллюстрации, вопросы и задания к темам. Старшеклассники, определившиеся в своих предпочтениях в гуманитарном направлении продолжения образования, найдут в нем дополнительные сведения о развитии различных отраслей техники с древнейших времен до начала XXI века. Пособие ориентировано на старшеклассников, имеющих базовые знания об основных этапах человеческой истории. Оно может быть использовано (целиком или фрагментарно) для предпрофильной подготовки в последнем классе основной школы.

Сведения, включенные в пособие, расширяют представления учащихся об основных сторонах историко-технического процесса, гениальных догадках и идеях, а также их воплощении, изобретателях и инженерах, чьими усилиями создавались подлинные чудеса техники.

Каждый параграф дополнен вопросами и заданиями для организации познавательной деятельности. Их назначение — сделать занятия более увлекательными, помочь раскрыть творческий потенциал каждого участника занятий.

Кроме того, пособие может быть интересно учащимся технического, естественнонаучного или технологического профиля, а также любому любознательному читателю.

Методические рекомендации учителю по организации познавательной деятельности и проверке образовательной результативности.

Хрестоматия для учащихся, которая включает более 230 педагогически отобранных отрывков произведений художественной, научной и научно-популярной литературы, энциклопедических и справочных изданий, посвященных истории техники.

Учебно-тематический план


Разделы Количество часов 10 кл. Количество часов 11 кл.
Введение 2 -
Раздел 1. Технические достижения первобытного человека (около 800 — IV тыс. лет до н. э.) 4 -
Раздел 2. Технический комплекс цивилизаций древнего востока (IV тыс. лет до н. э. — VII в. до н. э.) 8 -
Раздел 3. Техника античных цивилизаций (VI в. до н. э. — V в. н. э.) 8 -
Раздел 4. Особенности развития техники средневековья (V — XV вв.) 10 -
Раздел 5. Техника периода индустриальной цивилизации (XVI — первая половина XVIII в.) 3 7
Раздел 6. Техника эпохи пара (вторая половина XVIII — вторая половина XIX в.) - 12
Раздел 7. Особенности развития техники индустриальной цивилизации (вторая половина XIX — XX в.) - 16
Итого: 35ч. 35ч.

Календарно-тематический план


Раздел № занятия Тема занятия Кол-во часов Дата
10 класс
Введение. 2 часа 1-2 Природа и техника 2 ч.
Раздел 1. Технические достижения первобытного человека (около 800 — IV тыс. лет до н. э.) 4 часа 3-4 Камнем по камню (техника палеолита и мезолита) 2 ч.
5-6 Неолитическая революция и техника 2 ч.
Раздел 2. Технический комплекс цивилизаций древнего востока (IV тыс. лет до н. э. — VII в. до н. э.) 8 часов 7 Ирригация и сельскохозяйственная техника 1 ч.
8-9 Сделано руками умельцев (достижения ремесленников) 2 ч.
10 Глинобитные хижины и великие пирамиды 1 ч.
11 Транспорт Древнего Востока 1 ч.
12-13 Боевые колесницы и стенобитные машины 2 ч.
14 Вместо заключения. Техника в мифах и легендах 1 ч.
Раздел 3. Техника античных цивилизаций (VI в. до н. э. — V в. н. э.) 8 часов 15 Агротехника античного мира 1 ч.
16 В кузнице Гефеста 1ч.
17 Керамика и ремесло 1 ч.
18 На стройках античных городов 1 ч.
19 В колеснице и под парусом 1 ч.
20-21 На службе Ареса (военная техника) 2 ч.
22 «Потешные» искусства (машины и автоматы) 1 ч.
Раздел 4. Особенности развития техники средневековья (V — XV вв.) 10 часов 23 «Что посеешь, то и пожнешь» 1 ч.
24 «Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню» 1 ч.
25 «Без топора не плотник, без иглы не портной» 1 ч.
26 Секреты гончарной слободы 1 ч.
27 Тайны готических соборов 1 ч.
28 Транспортная техника и пути сообщения 1 ч.
29 Огнем и мечом (военная техника) 1 ч.
30-31 Великие технические открытия средневековых цивилизаций (V — середина XV в.) 2 ч.
32 Технические опыты, мечты и предвидения 1 ч.
Раздел 5. Техника периода индустриальной цивилизации (XVI — первая половина XVIII в.) 3 часа 33 Старая соха, картофель и кофе (техника сельскохозяйственного производства) 1 ч.
34 Ветер и вода служат человеку 1 ч.
35 Горное дело, металлургия и металлообработка 1 ч.
Всего в 10-м классе: 35 ч.
Раздел 5. Техника периода индустриальной цивилизации (XVI — первая половина XVIII в.) 7 часов 1-2 «Колумбы» и «каравеллы» (транспорт и связь) 2 ч.
3-4 Развитие книгопечатания 2 ч.
5-6 Военная техника на суше и на море 2 ч.
7 Идеи изобретателей Нового времени 1 ч.
Раздел 6. Техника эпохи пара (вторая половина XVIII — вторая половина XIX в.) 11 часов 8 Текстильное производство эпохи промышленной революции 1 ч.
9-10 Обуздавшие энергию 2 ч.
11 Техника металлургии, металлообработки и машиностроения 1 ч.
12 Техника химического производства 1 ч.
13 От паруса к пару 1 ч.
14 По дорогам и бездорожью (средства транспорта и дорожное строительство) 1 ч.
15 Телеграф и семафор (развитие связи и коммуникации) 1 ч.
16 Новые помощники фермера (сельскохозяйственная техника) 1 ч.
17 Индустриальное зодчество 1 ч.
18 Эпоха «Ремингтона» 1 ч.
19 Аргументы господина Кольта 1 ч.
Раздел 7. Особенности развития техники индустриальной цивилизации (вторая половина XIX — XX в.) 16 часов 20 Металлургия и металлообработка 1 ч.
21 Горное дело. Разведка полезных ископаемых 1 ч.
22 Электрический век 1 ч.
23 Волшебные превращения (химическая технология) 1 ч.
24 Нить Ариадны (новые технологии и традиционные ремесла) 1 ч.
25 Строительство и урбанизация 1 ч.
26 Бытовая техника (от мечты к электрическому дому) 1 ч.
27 Железные дороги на службе цивилизации 1 ч.
28 Прочие виды сухопутного транспорта 1 ч.
29 Водный транспорт 1 ч.
30 Все выше и выше, и выше... 1 ч.
31 Средства связи 1 ч.
32 От линотипа до голографии. (Техника и средства массовой информации) 1 ч.
33 Техника пищевой промышленности 1 ч.
34 На службе Ареса. (Военная техника) 1 ч.
35 Что же дальше? (Технические идеи XXI в.) 1 ч.
Всего в 11-м классе: 35 ч.
Итого: 70 ч.

Содержание программы


Введение (2 ч)


Природа и общественное производство. Труд и уклад техники. Ступени технического развития: ремесленная, мануфактурная, машинная.

Раздел 1. Технические достижения первобытного человека (4 ч)


Техника периода палеолита (около 800—13 тыс. лет до н.э.). Каменные ручные рубила (макролиты). Освоение огня. Составные орудия. Техника обработки дерева, кости, кожи. Появление техники шлифовки, полировки, сверления и пиления. Техника плетения. Появление водного и сухопутного транспорта.

Техника периода мезолита и неолита (13—4 тыс. лет до н.э.). Микролитическая техника. Техника земледелия и скотоводства. Техника строительства жилищ. Техника добычи сырья. Изобретение керамики. Появление техники прядения и ткачества. Средства транспорта и сообщения.

Раздел 2. Техника древних цивилизаций востока (IV тысячелетие — IV в. до н. э.) (8 ч)


Технический комплекс древних цивилизаций Востока. Появление различных отраслей ремесленного производства. Простая кооперация труда. Ирригация.

Освоение металлов. Горное дело и металлургия медного и бронзового веков. Техника холодной ковки, выплавки меди. Изобретение бронзы. Технология литья.

Горное дело и металлургия железного века. Техника добычи и обработки железной руды. Изобретение технологии производства чугуна и стали.

Сельскохозяйственная техника. Техника и технология ирригационных сооружений. Шадуф. Переход от мотыжного земледелия к пашенному. Сельскохозяйственные инструменты. Технология обработки, хранения и переработки сельскохозяйственных культур.

Технология керамики. Изобретение ручного гончарного круга. Ножной гончарный круг. Гончарные печи. Появление фаянса. Изобретение лучковых и шнуровых токарных и сверлильных устройств. Вертикальный ткацкий станок, изобретение горизонтального ткацкого станка. Технология текстильного производства. Зачатки химической технологии.

Техника и технология строительства. Строительство пирамид и других монументальных сооружений. Строительство городов. Изобретение сводчатого перекрытия и строительного блока. Искусственное освещение помещений. Появление водопровода и канализации.

Транспортная техника. Техника водного транспорта. Строительство судоходных каналов. Техника сухопутного транспорта. Движители сухопутного транспорта. Изобретение колесной повозки. Виды колесных повозок. Строительство дорог.

Военная техника. Основные виды ручного оружия. Появление боевых колесниц. Стенобитная техника.

Научно-технические мечтания в мифах древности. Мечта о полете и летательных аппаратах. Легенды об автоматических устройствах.

Раздел 3. Техника античных цивилизаций (VI в. до н. э. — V в. н. э.) (8 ч)


Понятие «технического» и механического в античном мире. Характер античных орудий и средств производства.

Сельскохозяйственная техника и технология. Водоподъемные и водоотливные устройства. Агротехника садоводства и виноградарства. Технология виноделия. Специализация животноводства. Технология содержания и селекции скота.

Горное дело, металлургия и металлообработка. Открытый и подземный способы добычи полезных ископаемых. Рудничная техника и технология. Производство стали и сталистого железа. Совершенствование литейной технологии. Кузнечная и слесарная техника и технология. Изобретение токарного станка по металлу.

Бытовая и художественная керамика. Использование штампов и матриц — начало стандартизации производства. Изготовление черепицы и обожженного кирпича. Устройство гончарных печей. Открытие стеклодувной техники. Технология изготовления художественного и оконного стекла. Техника производства тканей.

Строительное дело. Строительные инструменты, механизмы и технологии. Каменное строительство. Изготовление римского бетона. Городская планировка и архитектура. Монументальные сооружения. Термы. Инсулы. Водопровод, канализация, отопление, освещение.

Пути и средства сообщения. Строительство и устройство дорог. Технология строительства магистралей. Мостостроение. Средства сухопутных перевозок. Типы дорожных повозок. Средства водного транспорта. Строительство судоходных каналов, портов, маяков. Первые морские карты. Типы палубных судов. Средства связи. Почтово-курьерская служба. Виды оптического телеграфа.

Военная техника. Виды холодного оружия. Усовершенствование стрелкового вооружения. Изобретение осадного вооружения. Метательные машины. Средства индивидуальной защиты. Усовершенствование военных кораблей. Военные изобретения Архимеда.

«Потешные» искусства. Создание первых автоматических механизмов и реактивных приборов. Появление первых измерительных приборов.

Раздел 4. Техника средневековых цивилизаций (V — XV вв.) (10 ч)


Общая характеристика техники средневековых цивилизаций. Влияние техники стран Востока на западноевропейскую технику. Главные центры технического прогресса. Ремесленное производство. Появление инженеров.

Сельскохозяйственная техника и технология. Бесколесные деревянные плуги — сохи. Появление колесных плугов. Замена деревянных частей сельскохозяйственных орудий железными. Поливное земледелие в Европе. Развитие скотоводства. Техника охоты и рыболовства. Переход от бортничества к пчеловодству. Технологии переработки сельскохозяйственного сырья.

Общая характеристика цехового ремесла и его техника. Цеховая организация труда. Профессиональные корпорации.

Горное дело и металлургия. Горно-металлургические центры средневековья. Технология добычи металлических руд. «Корсиканская кузница». Сыродутное производство железа. Шахтная и доменная печи. Дамасская сталь. Булат. Металлообрабатывающие промыслы и специальности. Оборудование кузницы. Изделия средневековых кузнецов. Техника и технология литья.

Текстильное производство. Текстильные центры. Хлопчатобумажное, шелковое, шерстяное (суконное) и льняное (полотняное) производства. Технологии прядения и ткачества. Горизонтальный ткацкий станок.

Гончарное производство. Гончарный круг. Гончарный горн. Изготовление фарфора. Майолика.

Строительная техника. Каменное, кирпичное и деревянное строительство. Строительная техника, технология и инструменты. Организация строительства. Городское строительство. Общественные и жилые дома. Водопровод, канализация, освещение.

Транспортная техника. Водные пути и сухопутные дороги. Строительство мостов. Конные повозки. Упряжь. Крупнейшие каналы. Судостроение. Парусные и гребные суда.

Военная техника. Холодное оружие. Наступательное и оборонительное оружие. Арбалет. Осадные машины. «Греческий» огонь.

Великие технические открытия средневековых цивилизаций. Компас. Порох и огнестрельное оружие. Книгопечатание. Изготовление бумаги. Механические часы. Ветряные и водяные двигатели. Мельницы. Начало чугунолитейного производства. Технические опыты, мечты и предвидения средневековья.

Раздел 5. Техника периода индустриальной цивилизации (от ремесла к мануфактуре) (10 ч)


Общая характеристика мануфактурного производства. Центры мануфактурного производства. Формы мануфактур. Технические достижения мануфактурного производства. Совершенствование часов. Первые механические автоматы.

Техника сельскохозяйственного производства. Новые полевые и огородные культуры. Переход от трехполья к севообороту и плодосмену. Появление легкого плуга. Разнообразие типов плугов и других сельскохозяйственных орудий.

Двигатели. Использование силы воды. Вечный двигатель — «мечта-тиран». Появление первых паровых двигателей. Т. Севери, Т. Ньюкомен.

Горное дело и металлургия. Производство чугуна, железа и стали. Использование каменного угля. Коксование и механические воздуходувки. Металлообработка. Токарное и сверлильное дело. Литейное дело.

Текстильное производство. Самопрялка с ручным и ножным приводом. Ленточная машина. Изобретение «самолетного» челнока. Изобретение прядильной машины. Появление смесовых тканей.

Транспорт и связь. Основные центры судостроения. Усовершенствование морского транспорта. Торговые, военные и пиратские суда. Верфи, гавани, порты, шлюзы, каналы, водохранилища. Сухопутный транспорт. Гужевые повозки. Почтовая связь. Прокладка шоссейных дорог. Попытки создания «самобеглых» повозок. Зарождение рельсового транспорта.

Развитие книгопечатания. Центры книгопечатания. Издательские и типографские мануфактуры.

Военное дело. Артиллерия. Пушечное производство. Начало нормализации орудий по калибру ствола и весу снаряда. Изготовление каменных, чугунных ядер, бомб и картечи.

Ручное оружие. Фитильные и кремневые ружья. Изобретение винтовки. Пистолеты. Ручные гранаты. Мины. Применение ракет в военном деле.

Фортификация. Башни, стены, бастионы, равелины.

Военно-морской флот. Гребной и парусный флот. Типы судов: галеры, галеасы, линейные корабли, фрегаты.

Технические идеи. Парашют. Первые воздушные шары. Реактивные устройства. Подводные суда и скафандры.

Раздел 6. Техника периода становления индустриальной цивилизации (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.) (11 ч)


Общая характеристика промышленного переворота. Понятие промышленного переворота. Международный характер изобретательства. Изобретатели периода промышленного переворота.

Развитие машинной техники в промышленности. Новые рабочие машины в текстильном производстве. Прядильные машины Дж. Харгривса, Р. Аркрайта. Мюль-машина С. Кромптона. Текстильный станок Э. Картрайта с паровым двигателем. Ситценабивные машины. Швейная машина И.М. Зингера.

Энергетика. Изобретение паровой машины. Дж. Уатт. Р. Тревитик. Компаунд-машина. Появление локомобилей. Двигатель внутреннего сгорания. Н.А. Отто. Электрические двигатели. Изобретение генератора. Электромагнитный двигатель Б.С. Якоби.

Металлургия. Совершенствование конструкции доменных печей: горячее дутье, водяное охлаждение печной кладки и т.д. Пудлинговая печь Г. Корта. Конвертер Г. Бессемера. Мартеновская печь. Производство алюминия.

Металлообработка и машиностроение. Токарно-винторезный станок. Модели с самоходным суппортом. Машинная фабрикация машин.

Новые типы металлорежущих станков: строгальные, фрезерные, токарные, сверлильные, карусельные и др. Тенденция к стандартизации и взаимозаменяемости деталей машин.

Химическое производство. Производство соды. Н. Леблан. Камерный способ производства серной кислоты Дж. Роубака. Изобретение первых синтетических красителей. Н.Н. Зинин, А.В. Гофман, У.Г. Перкин и др. Изобретение гальванопластики и гальваностегии. Б.С. Якоби.

Средства транспорта. Развитие техники водного транспорта. Парусный флот. Барки, шлюпы, клиперы. Начало парового судоходства. Изобретение гребного винта. Пароходные линии. Строительство каналов, дамб, плотин, шлюзов, тоннелей, лотков-акведуков и других гидротехнических сооружений. Суэцкий канал. Водные системы.

Сухопутный транспорт. Дорожное строительство. Системы дорожных покрытий. Металлические мосты. Подводные тоннели. Средства гужевого транспорта. Типы и виды гужевого транспорта. Изобретение велосипеда. К. Драйз. Опыты по устройству паровых повозок. У. Мер-док. Р. Тревитик.

Возникновение железнодорожного транспорта. Конная рельсовая дорога. Изобретение паровоза. Дж. Стефенсон. Паровозе- и вагоностроение. Строительство первых железных дорог и магистралей. Железные конструкции в мостостроении. Вокзал.

Возникновение воздухоплавания. Воздушный шар братьев Ж. и Э. Монгольфье. Аэростаты. Изобретение парашюта. Проекты создания летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Техника связи. Изобретение телеграфа. Оптический (семафорный) телеграф. Создание электрического телеграфа. П.Л. Шиллинг. С.Ф.Б. Морзе. Азбука Морзе. Буквопечатающие телеграфные аппараты Б.С. Якоби и Д.З. Юза. Первые опыты создания телефона. Развитие почтового дела. Появление почтовых марок и открыток. Голубиная почта. Пневматическая почта.

Сельскохозяйственная техника. Разновидности рабочих машин: одно- и многолемешные плуги, культиваторы, сеялки, молотилки, жатки, сноповязалки. Заводы сельскохозяйственного машиностроения. Применение паросиловых установок — локомобилей. Использование искусственных удобрений. Мелиорация. Распространение плодосеменных систем и новых методов рационального землепользования. Развитие агрономии и агрохимии.

Строительство и благоустройство. Строительные материалы. Изобретение романского и портландского цементов. Механизация производства кирпича. Применение металлических конструкций и стекла. Появление паровых лифтов. Строительство канализационных систем. Средства освещения. Стеариновые свечи. Керосиновые лампы. Введение газового освещения. Появление новых средств зажигания огня. Изобретение фосфорных спичек. Производство «безопасных», «шведских» спичек. Первые опыты по созданию электрического освещения.

Полиграфическое и бумажное производство. Возникновение литографии. Наборные машины и типографские станки. Стереотипия и изобретение ротационных машин. Изобретение бумагоделательной машины. Применение целлюлозы. Появление фотографии. Совершенствование письменных принадлежностей. Появление металлических перьев. Изобретение авторучки. Карандаш. Изобретение пишущей машинки.

Военная техника. Стрелковое огнестрельное оружие. Изобретение капсюля. Изобретение «игольчатого» ружья со скользящим затвором, заряжаемого с казенной части унитарным патроном. Опыты по созданию винтовок. Изобретение револьвера. С. Кольт.

Артиллерия. Появление стальных нарезных орудий. Изобретение шрапнели. Применение паровых тягачей и железнодорожных платформ. Использование ракетного оружия. Начало применения воздушных шаров для военных целей. Новые взрывчатые вещества. Изобретение пироксилина и нитроглицерина. Динамит. А. Нобель.

Военно-морской флот. Создание первого военного парохода. Использование железа в строительстве военных кораблей. Броненосцы. Подводные лодки. Электрические мины.

Раздел 7. Техника индустриальной цивилизации (вторая половина XIX — XX в.) (16 ч)


Особенности развития техники индустриальной цивилизации. Технический прогресс. Неравномерность технического развития. Тенденции к специализации и стандартизации, непрерывному и автоматическому технологическому процессу. Конвейер. Электрификация.

Машиностроение. Специализированные и универсальные машиностроительные предприятия. Станкостроение. Новые типы станков. Станки-автоматы. Индивидуальный электрический двигатель. Роторно-конвейерные линии.

Металлургия. Томасовский способ производства стали. Стали с заданными свойствами. Производство высококачественных и легированных сталей. Электрометаллургия. Цветная металлургия. Порошковая металлургия. Техника литейного производства. Формовка. Вагранки, модели, опоки. Техника кузнечного производства. Горны. Паровые молоты и гидравлические прессы. Штамповка. Прокатные станы. Блюминг. Сварка металлов.

Горное дело. Разведка полезных ископаемых. Добыча твердых полезных ископаемых. Использование паровых и электрических машин. Изобретение перфоратора с гидро-, пневмо- и электроприводами. Проходческие машины, элеваторы и скребковые транспортеры. Взрывотехника. Драга. Подъемные машины. Вентиляторы. Насосы. Портативная электрическая лампа. Добыча нефти. Бурение скважин. Турбо- и электробуры. Эрлифт и газлифт.

Энергетика. Промышленное применение электроэнергии. Изобретение динамо-машины (электрогенераторов). Начало передачи электроэнергии по проводам. Первые тепловые, гидроэлектрические станции. Изобретение электродвигателя. Электротехника. Совершенствование паровых двигателей и котельных установок. Новые тепловые двигатели. Паровые турбины. Двигатели внутреннего сгорания. Дизель. Водяные турбины. Опыты с газовыми турбинами. Идея использования атомной энергии. АЭС. Приливные, ветро- и геотермальные электростанции.

Химическая технология. Новые способы получения серной кислоты, соды. Машинное производство бумаги из целлюлозы. Искусственные материалы. Суррогаты. Пластмассы. Искусственное волокно. Синтетический каучук. Синтез аммиака. Синтетические красители. Переработка нефти. Механизация производства стекла. Оптическое стекло. Керамическая промышленность. Деревообработка. Текстильная промышленность. Кожевенно-обувная промышленность.

Строительство. Строительство высотных зданий. Каркасное строительство. Металлические конструкции. Железобетонные конструкции. Строительная техника. Бытовая техника. Центральное отопление и водоснабжение. Система канализации. Вентиляция. Электроосвещение. Лифты, эскалаторы и движущиеся тротуары.

Железнодорожный транспорт. Строительство железнодорожных линий. Строительство мостов и туннелей. Развитие тяги и подвижного состава. Зарождение электрических железных дорог. Локомотивы. Вагоны, полувагоны, цистерны. Появление трамвая, троллейбуса, фуникулера. Монорельсовые дороги. Поезда на магнитной подвеске. Метрополитен.

Автомобильный транспорт. Изобретение автомобиля. Мотоцикл. Автомобильное производство. Специализация автомобилей. Дорожное строительство. Пневматические дороги. Трубопроводный транспорт.

Водный транспорт. Развитие судостроения. Судовые компаунд-машины и паровые турбины. Лайнеры. Теплоходы, паротурбоходы, дизель-электроходы. Моторные катера и глиссеры. Суда из металла. Ледоколы. Строительство каналов. Панамский канал. Атомоходы. Газотурбоходы. Суда на подводных крыльях. Суда на воздушной подушке. Специализация судов. Порты и доки.

Воздухоплавание, авиация и космическая техника. Создание дирижаблей. Планеры. Аэропланы с паровым двигателем. Аэропланы с двигателями внутреннего сгорания. Автожиры и геликоптеры. Специализация авиации. Типы и виды самолетов. Реактивная авиация. Экранопланы. Развитие ракетно-космической техники.

Средства связи. Развитие проводной электрической связи. Совершенствование телеграфа и телефона. Радио. Телевидение. Электроника. Изобретение компьютера. Компьютерная техника. Компьютерные сети. Лазерная техника и технология.

Средства массовой информации. Полиграфия. Наборно-печатающие машины. Новые способы полиграфии. Развитие фотографии. Звукозаписывающие средства. Кинематограф. Голография.

Техника и технология сельского хозяйства. Севооборот. Минеральные удобрения. Развитие селекции растений. Механизация полевых работ. Изобретение трактора, комбайна. Новые породы скота. Техники и технология хранения и переработки сельскохозяйственных продуктов. Элеваторы. Мукомольное производство. Сахарное производство. Холодильники. Консервирование. Производство сыра.

Военная техника. Автоматизация огнестрельного оружия. Автоматы, гранатометы, минометы. Артиллерия. Дальнобойные и скорострельные орудия. Многоствольное оружие. Ракетная техника. Взрывчатые вещества. Отравляющие вещества. Изобретение танка, САУ и бронеавтомобиля. Военно-воздушные силы. Типы военных самолетов. Военно-морской флот. Типы и виды надводных и подводных военных кораблей. Мины. Торпеды. Оружие массового поражения. Применение средств связи. Специальная военная техника.

Заключение (2 ч)


Основные тенденции технического прогресса в постиндустриальном обществе. Технический прогресс и проблема глобализации. Прогнозы развития техники в XXI веке.

Список рекомендуемой литературы


Алексеев Г.Н. Становление и развитие ядерной энергетики. — М., 1990.

Виргинский B.C. Очерки истории науки и техники в XVI—XIX вв.: Книга для учителя. — М., 1984.

Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники в 1870—1917 гг.: Книга для учителя. — М., 1988.

Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. — М.,1993.

Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. — М., 2002.

История открытий. — М.,1998.

Липе Ю. Происхождение вещей. — Смоленск, 2001.

Мусский С.А. Сто великих чудес техники. — М., 2002.

Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. — М., 2003

Рыжов К.В. 100 великих изобретений. — М., 2002.

Сомин Д.К. Сто великих ученых. — М., 2003

Самые знаменитые изобретатели России. — М., 2002.

Скрицкий Н.В. Самые знаменитые кораблестроители России. — М., 2002.

Сто великих чудес света. — М., 2003.

Фальковский Н.И. Москва в истории техники. — М.,1997.

Хотеенков В.Ф. Все о технике. — М.,1996.

Энциклопедический словарь юного техника. — М.,1987.

Энциклопедия для детей. Т.14. Техника. — М., 2001.

Источник: Черноусова О.В. "История техники: Учебная программа элективного курса"








Наверх