Руками ремесленника


Раздел 3. Техника Античных цивилизаций






Руками ремесленника


Мастера глиняных дел


В античную эпоху получило большое распространение производство бытовых и художественных изделий из стекла, дерева, глины и других материалов. Изделия из глины — художественная керамика — изготовлялись во многих средиземноморских странах. Применялся как ручной, так и ножной гончарный круг, имевший два диска. При изготовлении мелких сосудов мастер подкручивал рукой верхний диск, а для производства сосудов покрупнее применял ножной диск. Формовка больших сосудов требовала участия подмастерья.

Работа с использованием ножного гончарного круга

После изготовления глиняного сосуда его украшали разнообразными орнаментами и изображениями, как рисованными, так и вылепленными, рельефными. Для отделки ваз применялся, в частности, знаменитый черный лак с металлическим отливом, секрет изготовления которого до сих лор не раскрыт, а также разнообразные виды глазури. Рельефные фигуры и орнаменты выполнялись мастерами преимущественно вручную. В дальнейшем их все чаще стали выдавливать на поверхности сосудов при помощи специальных матриц и штампов из обожженной плотной глины, дерева или металла.

В связи с ростом древнегреческих городов и расширением в них жилищного строительства возникли эргастерии (ремесленные мастерские), производившие черепицу.

Изготовляли черепицу двух видов. Для основной плоскости крыши применяли пластины прямоугольной формы с приподнятыми продольными краями. Длина каждой такой пластины достигала 60-90 см и более, а масса — 15-20 кг. Для их производства использовали большие деревянные формы. Другой вид — узкая черепица — формовалась на глиняных болванках удлиненной полуцилиндрической формы, которая применялась в местах сопряжений и для сливов.


Римляне помимо черепицы стали производить кирпич, керамические трубы для обогрева стен, полов и др. После просушки сформованных изделий производился их обжиг в специальных гончарных печах. Размеры печей были различны, но конструкция и оборудование одинаковы. Гончарная печь имела два отделения: нижнее, толочное, и верхнее, служившее обжигательной камерой. Горячий воздух попадал в обжигательную камеру через небольшие узкие отверстия (продухи) в полу верхней камеры. Устройство гончарных обжигательных печей на протяжении всей истории античной цивилизации по существу не изменялось. Усовершенствования касались лишь их мощности и были связаны с выпуском массовой продукции и более высокой температурой обжига керамики.



Стеклянное производство


C VI в. до н. э. в Греции существовало производство лишь небольших сосудов из полупрозрачного разноцветного стекла. Действительные сдвиги в развитии стеклоделия связаны с римской эпохой, и прежде всего с открытием стеклодувной техники. Одни исследователи относят это нововведение к I в. до н. э., другие — к I в. н. э. и считают его родиной Сирию, где была изобретена выдувная трубка. Применение ее открыло возможности массового изготовления относительно дешевой стеклянной продукции. Сирийцы перенесли производство дутого стекла в Рим, а оттуда это искусство распространилось по всем провинциям империи.

Техника стеклоделия была разнообразной. Для изготовления дутых фигурных сосудов с рельефным декорированием пользовались формами. Для массового потребителя сосуды выдували без применения форм.

Необходимо отметить, что стеклянные изделия выполняли в первую очередь декоративно-художественную функцию и лишь во вторую — служили для .тилитарного применения. Обычно стекло раскрашивалось в разные цвета путем добавления в стеклянную массу различных примесей.

Большим спросом пользовались изделия из мозаичного стекла. Стеклодувная техника позволила значительно усовершенствовать изготовление мозаичных сосудов. В Риме славились «мурринские» мозаичные вазы, изготовленные особенно искусно. Широко применяли резьбу, шлифовку и гравировку по стеклу. Стеклянные сосуды декорировали сплошными узорами по поверхности, украшали накладными нитями из стекла различного цвета, напайками из темного стекла. Практиковалась выделка золоченых стеклянных изделий.

Вместе с выдувной трубкой сирийские мастера-стеклоделы изобрели способ варки прозрачного бесцветного стекла. Это изобретение легло в основу другого большого достижения зѵмского ремесла — изготовления оконных стекол, которые стали применяться уже в I в. н. э.


Для изготовления оконных стекол употребляли деревянные формы. Их предварительно смачивали водой и затем выливали стеклянную массу, растягивая ее щипцами до краев. При такой технологии размер оконного стекла обычно не превышал 30 × 40 см. Однако, как показали раскопки в Помпеях, выделывались и стеклянные листы размером 1,0 × 0,70 м, толщиной около 1 см.



К I в. до н. э. своеобразными центрами химической технологии стали мастерские при египетских храмах. Здесь занимались изготовлением всякого рода сплавов, имитирующих драгоценные металлы, искусственных камней, дешевых красок, заменяющих настоящий пурпур, и др. Вершиной химического приборостроения той эпохи были перегонные аппараты разнообразной конструкции. Получил известность перегонный аппарат с тремя приемниками — трибикос (трехсосудный), а также дистилляторы этой конструкции: колбы, водяная баня, песчаная баня и др.

Перегонный аппарат

Текстильная техника


Античное время отмечено значительным прогрессом в области ткачества. В Греции применялся вертикальный ткацкий станок, состоящий из двух стояков и горизонтального валика в верхней части. На валике укреплялись нити основы, концы которых оттягивались вниз подвешенными к ним грузилами. В средней части станка имелись два горизонтальных бруска — для поперечного отвода нитей основы и прохождения утка с поперечной нитью.


Для удаления жира из шерсти сукно замачивали в моче в специальных чанах-ступах и засыпали особой глиной, впитывающей жир. В этих же чанах ткань топтали ногами, били на особых столах вальками, после чего ее тщательно промывали и сушили. Следующая операция была связана с ворсованием ткани, для чего использовалась шкурка ежа или колючие растения типа чертополоха. Белые ткани натягивали на каркас полусферической формы и окуривали серой. После окуривания ткань натирали специальной глиной, придававшей изделию крепость и блеск.



Для окончательной отделки сложенные куски сукна клали под пресс. Пресс состоял из вертикально поставленной деревянной рамы, в центре которой укреплялись один-два деревянных винта. Винты вращались с помощью сквозного стержня, надавливая на горизонтальные доски, между которыми зажималась ткань.

В результате получалась такая высококачественная шерстяная ткань, о которой в шутливом тоне писал римский историк Марциал:

Шерсти крученой тройной патавянки туники носят:
Добрую плотную ткань не может пила распилить.

Об античной технике и технологии изготовления сукна дает представление роспись помпейских домов.

Сукновальня. Помпейская фреска

Ткачество занимало важное место в античном производстве, что отразилось в некоторых легендах и мифах. Ткачество было излюбленным занятием богини Афины. Римский автор Овидий в «Метаморфозах» повествует о прекрасной гречанке Арахне из Лидии, искусной ткачихе, осмелившейся вызвать на соревнование в ткацком искусстве богиню Афину и превращенной за это в паука, ткущего и по сей день свою паутину. Ткацкое ремесло нашло отражение в легендах индейцев Америки, японцев, в иранских сказаниях.

Средневековая французская иллюстрация к мифу об Арахне

Художественное ремесло


Замечательным видом художественного ремесла было греческое искусство создания скульптур из слоновой кости и золота — хрисэлефантинская техника. Самыми выдающимися творениями этого рода были статуя Афины в Парфеноне и статуя Зевса Олимпийского 1, относимая к числу семи чудес света. Обе они были созданы великим греческим скульптором Фидием (V в. до н. э.). Статуя Зевса, сидящего на троне, имела высоту около 17 м. На ладони правой руки Зевса стояла небольшая статуя богини победы Ники. Тела Зевса и Ники были смонтированы из кусков слоновой кости с таким искусством, что швы между ними нельзя было рассмотреть. Одеяния, венцы и украшения сделаны были из золота.


1 Город Олимпия — место святилища Зевса, построенного в честь победы греков над персами.


Вопросы и задания:


1. По известным вам из курса истории изображениям греческих сосудов определите, какие приемы обработки материалов использовали древние гончары.

2. Какие особенности были присущи античному ткачеству?

3. Перечислите природные материалы, применявшиеся в ремеслах эпохи античности.

4. Пользуясь указателем мифологических персонажей, назовите покровителей ткацкого и гончарного ремесел.

5. Чем можно объяснить тот факт, что на греческих вазах, дошедших до наших дней, сохранились изображения многих трудовых процессов и характерных для них инструментов?







Наверх