Внимательно прочтите текст «Оценки за год»:
У Мухина по литературе оценка за год «3» У Алексеевой по математике оценка за год — «5». У Дроздова по природоведению оценка за год «5». У Галкина по природтедению оценка за год — «5». У Прозоровой по литературе оценка за год — «5». У Радугиной по математике оценка за год «4». У Алексеевой по природоведению оценка за год «5». У Дроздова по русскому языку оценка за год «4». У Алексеевой по русскому языку оценка за год — «5». У Алексеевой по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по математике оценка за год — «5». У Мухина по математике оценка за год — «3». У Мухина по русскому языку оценка за год — «3». У Прозоровой по математике оценка за год — «5». У Прозоровой по русскому языку оценка за год «5». У Радугиной по русскому языку оценка за год — «4». У Галкина по русскому языку оценка за год — «4». У Радугиной по природоведению оценка за год «4». У Галкина по литературе оценка за год «4». У Радугиной по литературе оценка за год — «5». У Дроздова по литературе оценка за год «4». У Галкина по математике оценка за год — «3». У Прозоровой по природоведению оценка за год «5». У Мухина по природоведению оценка за год «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придётся перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.
Теперь рассмотрим таблицу, содержащую эту же информацию:
Фамилия | Предмет | |||
Русский язык | Литература | Математика | Природо- ведение | |
Алексеева | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкин | 4 | 4 | 3 | 5 |
Дроздов | 4 | 4 | 5 | 5 |
Мухин | 3 | 3 | 3 | 4 |
Прозорова | 5 | 5 | 5 | 5 |
Радугина | 4 | 5 | 4 | 4 |
По этой таблице на поставленные вопросы ответить можно очень быстро.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки.
На уроках природоведения вы заполняли таблицу - календарь погоды, где ежедневно отмечали облачность, осадки, направление ветра, данные о скорости ветра и температуре воздуха.
В форме таблицы представляют общешкольное расписание уроков.
Таблица — простая и удобная форма подставления однотипной информации.
Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи. Рассмотрим это на следующем примере.
Задача «Летние каникулы». Четверо друзей - Алик, Володя, Миша и Юра собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето. - Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? - спросил Володя. - О, ещё как, ответил Балашов, могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом. — Посмотрите, какой я гербарий собрал, — сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку. Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов. Назовите имя и фамилию каждого мальчика.
Решение
Составим таблицу, где заголовки строк это фамилии друзей, а заголонки граф — их имена.
Фамилия | Имя | |||
Алик | Володя | Миша | Юра | |
Балашов | ||||
Петров | ||||
Лунин | ||||
Симонов |
То, что Балашов разговаривает с Володей, позволяет поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и графы «Володя». Так как Балашов упоминает в разговоре Алика, то ставим минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Балашов» и графы «Алик». Из того, что ребята собрались в доме у Миши, а Петров стал им демонстрировать свой гербарий, находящийся в шкафу, следует, что Миша и есть Петров. Это позволяет поставить плюс в ячейке, расположенной на пересечении строки «Петров» и графы «Миша», а также заполнить минусами все пустые клетки в строке «Петров» и графе «Миша». Гербарий понравился Лунину и Алику, значит, это два разных человека, следовательно, можно поставить минус в ячейке, расположенной на пересечении строки «Лунин» и графы «Алик». Таблица приобретёт вид:
Фамилия | Имя | |||
Алик | Володя | Миша | Юра | |
Балашов | - | - | - | |
Петров | - | - | + | - |
Лунин | - | - | ||
Симонов | - |
Из первой строки таблицы следует, что фамилия Юры — Балашов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках графы «Юра»). Из первой графы таблицы следует, что фамилия Алика — Симонов (ставим плюс в соответствующей ячейке и минусы во всех свободных ячейках строки «Симонов»). Единственная пустая ячейка на пересечении строки «Лунин» и графы «Володя» говорит о том, что фамилия Володи - Лунин:
Фамилия | Имя | |||
Алик | Володя | Миша | Юра | |
Балашов | - | - | - | + |
Петров | - | - | + | - |
Лунин | - | + | - | - |
Симонов | + | - | - | - |
Таким образом, фамилия Алика — Симонов, Володи — Лунин, Миши — Петров и Юры - Балашов.
Табличная форма представления информации очень удобна для представления и обработки однотипной информации.
С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между объектами.
1. В каких ситуациях удобно представлять информацию в виде таблицы?
2. Из условия задачи «Летние каникулы» выясните, чем занимался каждый из друзей летом.
3. Какие заголовки можно дать графам таблицы:
а) «Домашняя библиотека»;
б) «Имя существительное»;
в) «Ученики нашего класса»?
4. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?