Материалы к урокам 5 класса



Урок 17
Обработка информации.
Практическая работа №5
«Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 1)»



Обработка информации



Посмотреть презентацию


Посмотреть презентацию


Посмотреть презентацию


Посмотреть презентацию


Обработка информации — это решение некоторой информационной задачи. Вы хорошо знакомы с задачами по математике. Рассмотрим одну из них: ученики 5А класса посадили 21 дерево, а ученики 5Б класса посадили на 5 деревьев меньше. Сколько деревьев посадили оба класса вместе?

В этой задаче имеется набор исходных данных. Требуется получить результат. Процесс перехода от исходных данных к результату и есть обработка информации. Решая задачу, вы обрабатываете информацию, другими словами, вы являетесь исполнителем, обрабатывающим информацию. Исполнителем может быть не только человек, но и специальное техническое устройство, например компьютер.

В результате решения математических задач вы получаете новую информацию, ранее не существовавшую или не значившуюся в исходных данных. Это происходит за счёт их преобразования по некоторым правилам.

При решении некоторых информационных задач вы будете заниматься обработкой, направленной на изменение формы исходных данных. Это происходит, например, при систематизации исходной информации, поиске нужной информации в хранилище информации, кодировании информации.

Самое главное


Обработка информации — это решение информационной задачи, или процесс перехода от исходных данных к результату.

Обработка информации бывает двух типов:
1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;
2) обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

Вопросы и задания


1. Что такое обработка информации? Приходилось ли вам обрабатывать информацию? Приведите примеры.

2. Приведите примеры исходных данных и требуемого результата в условии математической задачи (но вашему учебнику математики). К какому типу информационных задач относятся эти математические задачи?

3. Всегда ли при решении математических задач вы получали новую информацию? Приведите примеры.

4. В чём различие между первым и вторым типами обработки информации?



Практическая работа №5
««Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор (часть 1)»


1. Запустите программу Калькулятор.

[Пуск] - [Все программы] - [Стандартные] - [Калькулятор]


2. Расположите окно Калькулятора в центре экрана и рассмотрите его элементы. Выполните задание в рабочей тетради.

3. Сверните Калькулятор на панель задач. Восстановите его на прежнем месте. Обратите внимание на вид кнопки Развернуть/Восстановить. О чём он говорит? Ответ запиши в рабочую тетрадь.

4. Воспользуйтесь переключателями меню Вид. Проследите за происходящими изменениями. Установите вид Обычный. Сделайте запись в рабочей тетради.

5. Узнайте о назначении кнопок Backspace, CE, C. Для этого щёлкните правой кнопкой мыши на нужной кнопке Калькулятора, переместите указатель мыши на появившийся текст Что это такое? и щёлкните левой кнопкой. Сделайте запись в рабочей тетради.

6. На вкладке Содержание меню Справка в разделе Выполнение вычислений найдите информацию о выполнении простых вычислений. Сделайте запись в рабочей тетради.

7. Выполните следующие простые вычисления: 10 + 40, 55 - 15, 10 * 3, 100 / 5.

8. Попытайтесь выявить закономерность в ответах, получаемых при вычислении следующих примеров: 1 * 11, 11 * 11, 111 * 111, 1111 * 1111, 11111 * 11111 и так далее.

9. Вычислите с помощью Калькулятора значения следующих арифметических выражений: 1 * 9 + 2, 12 * 9 + 3, 123 * 9 + 4, 1234 * 9 + 5.

Попытайтесь самостоятельно продолжить цепочку примеров, дающих аналогичные результаты.

10. Задумайте любое число, не превышающие 100. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:
- умножьте задуманное число на себя;
- к ответу дважды прибавьте задуманное число;
- полученный результат разделите на задуманное число;
- из ответа вычтите задуманное число.

Если вы точно следовали указаниям, то у вас должно получиться число 2.

11. Задумайте любое трёхзначное число. С помощью Калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:
- умножьте задуманное число на 3;
- к ответу прибавьте 9;
- к ответу прибавьте 15;
- из ответа вычтите 3;
- разделите ответ на 3;
- вычтите из ответа задуманное число.

У вас должно получиться число 7. Можно задумать другое число и повторить все действия с самого начала. Результат будет тот же. Можете ли это объяснить? Придумайте свою цепочку преобразований произвольного числа, такую, чтобы в результате получалось число 5.

12. Задумайте произвольное число. С помощью калькулятора выполните следующую цепочку преобразований:
- прибавьте к задуманному числу 25;
- к ответу прибавьте ещё 125;
- из ответа вычтите 36;
- из ответа вычтите задуманное число;
- ответ умножьте на 5;
- ответ разделите на 2.

У вас должно получиться число 285. Объясните, почему у всех получился один и тот же ответ, хотя исходные числа были различными.

13. Если умножить число 777 на число 143, то получится шестизначное число, записываемое одними единицами. Найдите числа, на которые нужно умножить число 777, чтобы получить шестизначные числа, записываемые: одними двойками; одними тройками; одними четвёрками; одними пятёрками;....; одними девятками. Какой закономерности подчиняются эти числа?

14. Задумайте любое трёхзначное число, не превышающее 300. Запишите шестизначное число, в записи которого дважды повторено исходное число. Полученное шестизначное число разделите на 13, результат разделите на 11 и на 7. У вас должно получиться исходное число. Почему получается такой результат?





Наверх