Ещё один важный вид обработки информации — поиск. Вы осуществляете поиск информации, когда ищете нужное слово в словаре или читаете книгу с целью что-то узнать. Поиск информации это и обращение в справочную службу (09) для того, чтобы узнать номер нужного вам телефона. Если вы заглянули с той же целью в свою записную книжку это тоже поиск информации.
Существуют целые организации и службы, созданные с целью поиска информации. Так, космические спутники постоянно снимают данные о различных явлениях, происходящих на поверхности Земли, и посылают их в специальные учреждения. Там полученные данные обрабатывают и получают информацию о лесных пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях, чтобы вовремя оказать необходимую помощь пострадавшим.
Поиск информации обычно производится в некотором хранилище информации - телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет. Из всего множества представленной там информации вам необходимо выбрать нужную, удовлетворяющую некоторым требованиям, — телефон одноклассника, перевод слова «открытие» на английский язык, годы жизни полководца Суворова, стоимость нужной вам модели роликовых коньков.
Если информация в хранилище систематизирована, то её поиск осуществляется достаточно быстро.
Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
1. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведите примеры.
2. Приведите примеры информации, отсортированной:
а) по алфавиту;
б) в порядке убывания;
в) в хронологической последовательности.
3. Как связаны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите пример.
4. Почему приходится переходить от одной формы представления информации к другой? Приведите пример.
5. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.
1) Солнце, воздух, ветер, почва;
2) автомобиль, корабль, самолёт, поезд;
3) стол, стул, диван, шкаф;
4) автомобиль, самолёт, стул, стол;
5) человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения;
6) кот, собака, корова, кролик;
7) сантиметр, дециметр, метр, километр:
8) сандалии, валенки, туфли, сапоги;
9) весна, река, рука, яблоня:
10) приставка, корень, суффикс, окончание;
11) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;
12) глагол, существительное, прилагательное, местоименние;
13) отрезок, круг, квадрат, треугольник;
14) сканер, клавиатура, мышь, джойстик;
15) хранение, передача, обработка.
6. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Зачеркните это число.
1) 2, 3, 6, 7, 11;
2) 18, 12, 3, 29, 45, 28;
3) 10, 20, 30, 36, 40, 50;
4) 72, 62, 52. 45, 32, 82;
5) 24, 29, 22, 37, 25, 28;
6) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
7. Выпишите из географического атласа в тетрадь названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.
№ | Государство | Столица |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Затем перепишите список этих государств так, чтобы их столицы были расположены в алфавитном порядке.
№ | Столица | Государство |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
8. Установите соответствие между датами в левой колонке и событиями в правой.
1492 г. Создание первого компьютера.
1961 г. Создание первого отечественного компьютера.
1957 г. Открытие радиосвязи.
1916 г. Первый полет человека в космос.
1951 г. Принятие христианства на Руси.
988 г. Первое упоминание в летописи о Москве.
1895 г. Начало Великой Отечественной войны.
1941 г. Запуск первого искусственного спутника Земли.
1147 г. Открытие Колумбом Америки.
Перепишите события в хронологической последовательности.
№ | Год | Событие |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
1. Откройте документ Медвежонок.rtf (Мои документы\ 5 класс \Заготовки)
2. Последовательно выделяйте двойным щелчком левой кнопкой мыши в тексте каждое слово "медвежонок" и вводите вместо него слово "волчонок" (с учётом строчных и прописных букв).
3. Выбрав в меню Файл команду Сохранить как..., сохраните изменённый документ под именем Волчонок.rtf в личной папке.
4. Установите текстовой курсор в начало первой строки. Выполните команду [Правка - Заменить]. В поле Найти введите слово "волчонок". В поле Заменить на введите слово "лисёнок". Щелкните на кнопке Заменить всё. Закройте окно Найти и заменить. Убедитесь, что в тексте вместо слова "волчонок" везде стоит слово "лисёнок".
5. В меню Файл ещё раз выберите команду Сохранить как и сохраните изменёный документ в личной папке под именем Лисенок.rtf
1. Откройте документ Cто.rtf и прочтите стихотворение Л. Кондратенко (Мои документы\ 5 класс \Заготовки)
2. Для большей выразительности автор "вставил" внутрь слова цифры. Посмотрите, как будет выглядеть это стихотворение после замены "100" на "сто". Сохраните документ с изменеиями в личной папке под именем
Сто.rtf