Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 5 классы | Планирование уроков на учебный год | Изменение формы представления информации. Систематизация информации


Урок 22
Изменение формы представления информации.
Систематизация информации






Компьютер — основной инструмент подготовки текстов




Посмотреть презентацию


Посмотреть презентацию


Посмотреть презентацию




Систематизация информации




Посмотреть презентацию


Посмотреть презентацию


Посмотреть презентацию


Представьте себе большую кучу беспорядочно сложенных книг, журналов, фотографий, дисков. Ясно, что здесь очень много самых разнообразных сведений. Но как в них разобраться?

В первую очередь, все эти вещи могут быть разделены по определённым признакам на группы. Например, фотографии — отдельно, книги отдельно, диски — тоже отдельно. Это деление по признаку «форма представления информации».

В свою очередь, каждая группа может быть разбита на более мелкие части по какому-нибудь другому признаку. Например, по году издания: старые (изданные и созданные до 2000 года) и новые (изданные в 2000 году и позднее).

Такое деление называют систематизацией (информации, данных, предметов и так далее). Систематизированы по темам экспонаты в залах музея, книги по алфавиту в библиотеке, товары в магазине, поезда в расписании и так далее.

Пример. Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее) можно систематизировать различными способами. Например, их можно разделить на техногенные (созданные человеком) объекты и природные объекты. Последние, в свою

очередь, можно разделить на неживые и живые объекты и так далее.

Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется, то есть размещается в определённом порядке (упорядочивается).

Чаще всего используются следующие виды сортировки:

по алфавиту (в порядке следования букв в алфавите);
по номерам (в порядке возрастания или убывания чисел);
в хронологической последовательности (по дате и времени).

Например, в алфавитном порядке составляется список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности изучаются события на уроках истории.

Самое главное


Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

Вопросы и задания


1. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведите примеры.

2. Приведите примеры информации, отсортированной:

а) по алфавиту;
б) в порядке убывания;
в) в хронологической последовательности.

3. Как связаны систематизация и поиск информации в хранилище? Приведите пример.

4. Почему приходится переходить от одной формы представления информации к другой? Приведите пример.

5. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки.

1) Солнце, воздух, ветер, почва;
2) автомобиль, корабль, самолёт, поезд;
3) стол, стул, диван, шкаф;
4) автомобиль, самолёт, стул, стол;
5) человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения;
6) кот, собака, корова, кролик;
7) сантиметр, дециметр, метр, километр:
8) сандалии, валенки, туфли, сапоги;
9) весна, река, рука, яблоня:
10) приставка, корень, суффикс, окончание;
11) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение;
12) глагол, существительное, прилагательное, местоименние;
13) отрезок, круг, квадрат, треугольник;
14) сканер, клавиатура, мышь, джойстик;
15) хранение, передача, обработка.

6. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». Зачеркните это число.

1) 2, 3, 6, 7, 11;
2) 18, 12, 3, 29, 45, 28;
3) 10, 20, 30, 36, 40, 50;
4) 72, 62, 52. 45, 32, 82;
5) 24, 29, 22, 37, 25, 28;
6) 1, 2, 3, 5, 6, 7.

7. Выпишите из географического атласа в тетрадь названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.

  №     Государство     Столица
  1

  2

  3

  4

  5

Затем перепишите список этих государств так, чтобы их столицы были расположены в алфавитном порядке.

  №     Столица     Государство
  1

  2

  3

  4

  5

8. Установите соответствие между датами в левой колонке и событиями в правой.

1492 г. Создание первого компьютера.
1961 г. Создание первого отечественного компьютера.
1957 г. Открытие радиосвязи.
1916 г. Первый полет человека в космос.
1951 г. Принятие христианства на Руси.
988 г. Первое упоминание в летописи о Москве.
1895 г. Начало Великой Отечественной войны.
1941 г. Запуск первого искусственного спутника Земли.
1147 г. Открытие Колумбом Америки.

Перепишите события в хронологической последовательности.

  №     Год     Событие
      
 

 

 

 

 

 

 

      

Наверх