Материалы к урокам 6 класса



Урок 6
Тексты в памяти компьютера
Практическая работа №3
«Редактируем и форматируем текст
Создаем надписи» (задание 1)












Тексты в памяти компьютера


Компьютер работает с четырьмя видами информации: текстовой, графической, числовой, звуковой.

Создание текстовых документов и хранение их на магнитных носителях в виде файлов является одним из самых массовых применений ЭВМ.

Преимущества работы с текстом на компьютере:

                    1)экономия бумаги;
                    2)компактное размещение;
                    3)возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;
                    4)возможность быстрого копирования на другие носители;
                    5)возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.

Преимущества компьютерного документа по сравнению с бумажным

А теперь от обсуждения вопроса о том, что представляет собой компьютер, перейдем к ответу на вопрос, что умеет делать компьютер. Начиная с этой главы, мы будем знакомиться с применением ЭВМ.

Первая область применения, которую мы рассмотрим, — работа с текстами. При ручной записи часто неприятную проблему составляет необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к потере времени и лишнему расходу бумаги.

Имея компьютер, можно создавать тексты, не тратя на это лишнее время и бумагу. Носителем текста становится память ЭВМ. Конечно, для длительного его сохранения это должна быть внешняя память — магнитные или оптические диски.

Текст на внешних носителях сохраняется в виде файла.

Есть ряд преимуществ сохранения текстов в файловой форме на компьютерных носителях по сравнению с бумагой.
                    Во-первых, это компактное размещение. Например, текст толстой книги в 500 страниц помещается на маленькую дискету диаметром 9 см. А если использовать специальные методы сжатия, то размер текста, помещающегося на дискете, можно увеличить в несколько раз.
                    Во-вторых, если данный текст становится ненужным, то дискету, как бумагу, не надо выбрасывать или сдавать в макулатуру. С нее с помощью компьютера легко стереть этот текст и на его место записать новый.
                    В-третьих, с помощью компьютера легко скопировать файлы в любом количестве на другие носители.
                    В-четвертых, файл с текстом можно быстро переслать другому человеку по электронной почте. Для этого ваш компьютер и компьютер адресата должны иметь связь через компьютерную сеть.

Главное неудобство хранения текстов в файлах состоит в том, что прочитать их можно только с помощью компьютера. Человек может просмотреть текст на экране дисплея или напечатать на бумаге, используя принтер.

Уже сейчас имеются некоторые издания, которые не печатаются на бумаге, а хранятся и распространяются в форме файлов. Когда компьютеры станут такими же обычными предметами в каждом доме, как сейчас радио и телевизор, то безбумажных изданий станет еще больше. Представьте себе, что вся ваша личная библиотека разместится в коробке с дисками. Причем по объему информации она будет не меньше, чем сотни книг, собранных родителями. А экономя бумагу, мы сохраняем леса на нашей планете.

Как представляются тексты в памяти компьютера

А теперь «заглянем» в память компьютера и разберемся, как же представлена в нем текстовая информация.

Текстовая информация состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания, скобок и других. Мы уже говорили, что множество всех символов, с помощью которых записывается текст, называется алфавитом, а число символов в алфавите — его мощностью.

Для представления текстовой информации в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов. Мы знаем, что один символ такого алфавита несет 8 битов информации: 28 = 256. 8 битов = 1 байт, следовательно:

Двоичный код каждого символа в компьютерном тексте занимает 1 байт памяти.

Теперь возникает вопрос, какой именно восьмиразрядный двоичный код поставить в соответствие каждому символу.

Понятно, что это дело условное, можно придумать множество способов кодирования.

Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует восьмиразрядный двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код — просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные таблицы кодировки. С распространением персональных компьютеров типа IВМ РС международным стандартом стала таблица кодировки под названием АSCII (American Standart Code for Information Interchange — американский стандартный код для информационного обмена).

Точнее говоря, стандартной в этой таблице является только первая половина, т. е. символы с номерами от нуля (двоичный код 00000000) до 127 (01111111). Сюда входят буквы латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы. Остальные 128 кодов, начиная с 10000000 и кончая 11111111, используются в разных вариантах. В русских национальных кодировках в этой части таблицы размещаются символы русского алфавита.

В таблице 1 приведена стандартная часть кода АSCII (коды от 0 до 31 имеют особое назначение, не отражаются какими-либо знаками и в данную таблицу не включены). Здесь приведены десятичные номера символов, символы, двоичные коды.

   

Обратите внимание на то, что в этой таблице латинские буквы (прописные и строчные) располагаются в алфавитном порядке. Расположение цифр также упорядочено по возрастанию значений. Это правило соблюдается и в других таблицах кодировки и называется принципом последовательного кодирования алфавитов. Благодаря этому понятие «алфавитный порядок» сохраняется и в машинном представлении символьной информации. Для русского алфавита принцип последовательного кодирования соблюдается не всегда.

Запишем, например, внутреннее представление слова «file». В памяти компьютера оно займет 4 байта со следующим содержанием:

01100110 01101001 01101100 01100101.

А теперь попробуйте решить обратную задачу. Какое слово записано следующим двоичным кодом:

01100100 01101001 01110011 01101011?

В таблице 2 приведен один из вариантов второй половины кодовой таблицы АSСII, который называется альтернативной кодировкой. Видно, что в ней для букв русского алфавита соблюдается принцип последовательного кодирования.


Тексты вводятся в память компьютера с помощью клавиатуры. На клавишах написаны привычные нам буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. В оперативную память они попадают в форме двоичного кода.

Из памяти компьютера текст может быть выведен на экран или на печать в символьной форме. Но для долговременного хранения его следует записать на внешний носитель в виде файла.

Коротко о главном


С помощью компьютера можно создавать текстовые документы и хранить их на носителях внешней памяти в виде файлов.

Преимущества файлового хранения текстов: возможность редактирования, быстрого копирования на другие носители; возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.

Каждый символ текста кодируется восьмиразрядным двоичным кодом. Для представления текстов в компьютере используется алфавит мощностью 256 символов.

В таблице кодировки каждому символу алфавита поставлен в соответствие порядковый номер и восьмиразрядный двоичный код. Международным стандартом является код АSСII — американский стандартный код для информационного обмена.



Практическая работа №3
«Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи» (задание 1)



Задание 1


1. Откройте текстовый процессор MS Word.

2. С помощью меню Вид установите панель Рисование.

3. На панели Рисование найдите кнопку Вставить объект WordArt и с ее помощью вызовите коллекцию WordArt, содержащую различные варианты надписей.

4. Щелкните мышью на понравившейся вам надписи, затем — на кнопке ОК.

5. Рассмотрите раскрывшееся диалоговое окно Изменение текста WordArt. В нем можно выбирать шрифт, его размер и начертание. Нажав клавишу {Delete}, очистите рабочее поле.

6. Введите текст надписи «ШКОЛА» и щелкните на кнопке ОК. На экране появится созданная вами красочная надпись.

7. Самостоятельно создайте еще три варианта надписей.

8. Созданные надписи можно перемещать, удалять, изменять. Для этого надпись нужно выделить. Выделите одну из надписей — поместите на нее указатель мыши и выполните щелчок левой кнопкой мыши. Надпись выделена, если вокруг нее появилась рамочка с квадратиками. Чтобы снять выделение, можно щелкнуть в любом месте вне надписи. 

9. Измените расположение надписей на экране. Для этого:
                  1) выделите произвольную надпись;
                  2) удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащите надпись в другое место.

10. Оставьте на экране самую удачную надпись, а все другие удалите. Для этого:
                  1) выделяйте надписи;
                  2) нажимайте клавишу {Delete}.

11. Выделите надпись. Обратите внимание на появившуюся панель WordArt. С ее помощью можно полностью изменить исходную надпись. Попытайтесь это сделать самостоятельно.

12. Сохраните файл в собственной папке под именем Школа и закройте программу.






Наверх