Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.
Нас окружает множество объектов. Это вещи, процессы, явления, люди, животные и так далее. Каждый из объектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства (зеленый, круглый, сочный, горький) и отношения (больше, меньше, длиннее, легче, громче).
Признаки объекта могут быть существенными и несущественными. Чтобы понять различие между ними, рассмотрим следующий пример.
В лесу около озера растет дерево береза (название объекта). Береза имеет возраст (10 лет), высоту (5 метров), место расположения (у озера), цвет и форму ствола, веток, листьев. Все это признаки объекта «дерево береза».
Предположим, что наша задача — найти любую березу среди других деревьев. В этой ситуации высота, возраст и место расположения березы не будут теми признаками, по которым мы отличаем березу, например, от дуба. Здесь существенными признаками будут цвет и форма ствола, цвет и форма листьев.
Совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов отражается в понятии. Например, понятие «компьютер» отражает в себе существенные признаки всех существующих компьютеров как универсальных электронных устройств для хранения, обработки и передачи данных.
Понятие в языке выражается одним или несколькими словами, например: «мальчик», «мороз», «человек», «информация», «компьютер», «персональный компьютер», «звуковая информация», «двоичное кодирование», «учебник информатики», «рабочая тетрадь».
Существуют слова - омонимы, имеющие различные значения, выражающие разные понятия, но одинаково звучащие. Так слово «лист» имеет следующие значения: лист бумаги, лист растения.
Слова - синонимы выражают одно и то же понятие (имеют одинаковые значения), но звучат различно. Так, слова «масса», «уйма», «бездна», «тьма», «пропасть» являются синонимами для понятия «множество» (в смысле «много»).
Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем, поэтому говорят, что понятие — это форма мышления.
1. Откройте текстовый процессор MS Word
2. Откройте файл Загадки (Мои документы\ 6класс\ Заготовки).
3. Под текстом создайте таблицу, состоящую из 2 столбцов и 6 строк.
4. Загадки разместите в ячейках таблицы «лесенкой». Переносите нужные фрагменты текста следующим способом:
1) выделите нужный фрагмент;
2) нажмите левую кнопку мыши внутри выделенной области и перетащите фрагмент в нужное место;
3) отпустите кнопку мыши.
5. В ячейку таблицы, рядом с первой загадкой, поместите картинку - разгадку из коллекции ClipArt. Для этого:
1) поместите указатель мыши в нужную ячейку и выполните команду [Вставка - Рисунок - Картинки];
2) в поле ввода Искать (Найти клипы) введите ключевое слово книги. Для запуска поиска щелкните на кнопке Начать (нажмите клавишу Enter);
3) выберите щелчком подходящий рисунок (щелкните на появившейся кнопке Вставить клип).
6. Щелкните левой кнопкой мыши внутри области рисунка — вокруг рисунка появится восемь черных прямоугольников — маркеров. Перетаскивая маркеры, придайте рисунку размеры по вашему усмотрению.
7. Повторите п. 5 - 6 для оставшихся загадок (соответствующие рисунки находятся по ключевым словам Транспортные средства).
8. В верхней части страницы создайте красочную надпись «ЗАГАДКИ». Получившийся документ должен иметь примерно такой вид:
Страну чудес откроем мы |
|
Три глаза — три приказа, |
|
Я в любое время года |
|
Едет конь стальной, рычит, |
|
Что за чудо синий дом, |
|
В поле лестница лежит, |
9. Сохраните файл в собственной папке под именем Отгадки и закройте программу.
- перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы;
- находить нужный рисунок в коллекции ClipArt;
- вставлять рисунок из коллекции ClipArt в требуемое место;
- придавать рисунку из коллекции ClipArt размеры по своему усмотрению.