Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
Анализ — мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта.
Синтез — мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Так, ребенок, «разбирающий» игрушку, проводит своеобразный анализ (ему интересно, как устроена игрушка); ребенок, собирающий игрушку из ее частей, проводит своеобразный синтез.
«Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость. Сравнение — мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Обобщение — мысленное объединение однородных объектов. Совокупность объектов, выделенных по какому - либо признаку, называют классом. Примеры: класс носителей информации, класс устройств ввода информации, класс растений и пр.
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение являются основными логическими приемами формирования понятий.
Для выделения отдельных признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию — синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих классу однородных объектов.
1. Вспомните, в каких ситуациях вы сталкивались с анализом на уроках русского языка, математики.
2. Какое из понятий «последовательность» и «множество» аналогично понятию «класс»?
3. Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке.
4. Внимательно проанализируйте условия следующих задач и дайте ответы.
а) На столе стояло 3 стакана с вишней. Оксана съела один стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
б) Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?
в) Чем кончается день? Ночь? Чем кончается лето и начинается осень?
5. Отгадайте следующие загадки, мысленно представив объект как единое целое по его отдельным признакам.
а) Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет.
б) На что ни взглянет этот глаз — все на картинке передаст.
в) Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.
г) Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть — пахать нельзя. Что это?
д) Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Что это?
6. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.
7. Сравните между собой приведенные последовательности и найдите среди них такие, которые образованы при помощи одного и того же общего для них свойства. Что это за свойство?
а) 2, 4, 6, 8, 10, ... ;
б) 2, 4, 8, 16, 32, ... ;
в) 1, 2, 3, 4, 5, ... ;
г) 2, 5, 8, И, 14, ... .
8. Найдите закономерности и продолжите последовательности.
а) а, б, в, г, ... ;
б) а, в, д, ё, ... ;
в) Анна, Борис, Валентина, Геннадий, ... ;
г) о, д, т, ч, п, ... ;
д) Москва, Абакан, Норильск, Киев, ....
9. Ученик собирался на вечер, когда погас свет в комнате, где в ящике шкафа лежали его коричневые и синие носки. Какое наименьшее число носков он должен взять из ящика, чтобы обеспечить себя парой одного цвета?
10. Какие числа закодированы кругом, треугольником, квадратом и прямоугольником, если верны приведенные ниже равенства?
1. Откройте текстовый процессор MS Word
2. Откройте файл Задача 1 (Мои документы\ 6класс\ Заготовки):
Наибольшая глубина озера Байкал - 1620 м, Онежского озера - 127 м, озера Иссык - Куль - 668 м, Ладожского озера - 225 м.
3. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:
Озеро | Глубина (м) |
Байкал | 1620 |
Онежское | 127 |
Иссык - Куль | 668 |
Ладожское | 225 |
4. Выделите таблцу и щелкните на кнопке Добавить диаграмму. Появится столбчатая диаграмма, показывающая глубину перечисленных озер, а также одна таблица с исходными данными.
5. Выполните команду (Диаграмма-Параметры диаграммы). В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Заголовки, в соответствующее поле ввода введите название диаграммы «Глубина озер»; на вкладке Легенда установите флажок Добавить легенду и активизируйте по своему усмотрению один из переключателей, задающий ее расположение. Щелкните на кнопке ОК.
6. Установите указатель мыши вне области новых объектов и выполните щелчок левой кнопкой мыши.
7. Сохраните файл в собственной папке под именем Глубина и закройте программу.
1.Откройте файл Задача 2 (Мои документы\ 6класс\ Заготовки):
Площадь России равна 17,1 млн. км2 , площадь Китая - 9,6 млн. км2, площадь Индии - 3,3 млн. км2 и площадь США - 9,4 млн. км2.
2. Оформите приведенные данные в виде таблицы (смотрите пункт 3 задания 1).
3. По таблице постройте столбчатую диаграмму (смотрите пункты 4 - 6 задания 1).
4. Сохраните файл в собственной папке под именем Площадь и закройте программу.