Если объект реальной действительности характеризуется формой, размером, цветом и другими признаками, то понятие характеризуется содержанием.
Содержание понятия — это все существенные признаки объекта или класса объектов, отраженные в понятии.
Например, содержание понятия «квадрат» составляют два существенных признака: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны». «Круглый», «упругий», «прыгучий», «используется в игре» — содержание понятия «мяч».
Объем понятия — множество объектов, каждому из которых присущи признаки, составляющие содержание понятия. Множество может, в частности, состоять из трех, двух, одного объекта или быть пустым (например, множество отличников в классе).
Множество может быть конечным (например, множество цифр или множество букв русского алфавита). Множество может быть бесконечным (например, множество натуральных чисел).
Рассмотрим одно из важнейших понятий информатики — «источник информации». Источник информации — это такой объект реальной действительности, который дает возможность получить информацию о чем - либо. В объем понятия «источник информации» входят: все книги, все газеты и журналы, все передачи и доклады, все люди, которые что - то знают и могут рассказать, и многое другое.
Рассмотрим объем понятия «знак». Знаком может быть любой чувственно воспринимаемый объект (предмет, явление или действие), выступающий как представитель (заменитель) предмета, явления, действия, свойства или отношения. Бывают знаки дорожные, знаки математические, знаки астрономические, знаки препинания, знаки химические, знаки товарные, знаки различия военнослужащих и другие.
Выделяют единичные и общие понятия. За единичным понятием скрывается конкретный объект, тот самый, о котором идет речь. Примеры единичных понятий: «мой письменный стол», «дедушкины очки», «наша школьная доска», «папин компьютер».
За общим понятием скрывается множество однородных объектов, которое иначе называют классом объектов. Например, понятие «компьютер» включает в себя все компьютеры: старые и новые, хорошие и плохие, домашние и школьные и так далее.
К общим понятиям информатики относятся такие понятия, как «объект», «источник информации», «приемник информации», «канал связи», «знак», «исполнитель», «команда» и пр.
1. Чем обычно характеризуются объекты реальной действительности? Приведите пример.
2. Чем характеризуются понятия?
3. Что такое содержание понятия?
4. Раскройте содержание (перечислите основные признаки) понятий «клавиатура», «редактирование текста», «операционная система».
5. Что такое объем понятия?
6. Приведите примеры понятий, объемы которых являются:
а) пустым множеством;
б) множеством, состоящим из 1 элемента;
в) множеством из 10 элементов;
г) бесконечным множеством.
7. В чем различие между единичными и общими понятиями? Приведите пример.
8. Коля рассказывает Пете: «Я вчера смотрел кинофильм. Кинофильм мне понравился». Объясните, общим или единичным в данной ситуации является понятие «кинофильм».
1.Откройте файл Задача 3 (Мои документы\ 6класс\ Заготовки):
Из 27 учащихся класса за контрольную работу 9 человек получили оценку «5», 15 человек - «4» и 3 челове¬ка - «3».
2. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:
Оценка | "5" | "4" | "3" |
Количество учеников | 9 | 15 | 3 |
3. По таблице постройте столбчатую диаграмму:
Итоги контрольной работы
4. Повторно выделите таблицу, щелкните на кнопке Добавить диаграмму и в меню Диаграмма выполните команду [Тип диаграммы - Круговая].
5. В меню Диаграмма выберите команду Параметры диаграммы. В открывшемся окне выберите вкладку Подписи данных, в группе Подписи значений активизируйте переключатель Доля.
Итоги контрольной работы
6. Сохраните файл в собственной папке под именем Оценки и закройте программу.
1.Откройте файл Задача 4 (Мои документы\ 6класс\ Заготовки):
Тихий океан имеет площадь 179 млн. км2, Атлантический - 93 млн. км2, Индийский - 75 млн. км2 и Северный Ледовитый - 13 млн. км2.
2. На основании этой информации создайте и заполните следующую таблицу:
Океан | Тихий | Атлантический | Северный Ледовитый |
Площадь (млн. км2) | 179 | 93 | 13 |
3. По таблице постройте круговую диаграмму «Площади океанов». Предусмотрите вывод названия диаграммы, легенды и выраженный в процентах вклад каждого океана в воды Мирового океана (команда Параметры диаграммы).
4. Сохраните файл в собственной папке под именем Океаны и закройте программу.
1.Откройте файл Задача 5 (Мои документы\ 6класс\ Заготовки):
Суша на Земле распределена следующим образом: леса занимают площадь 57 млн. км2, степи - 24 млн. км2, тундры, пустыни и болота - 54 млн. км2и пашня - 15 млн км2.
2. На основании этой информации постройте диаграмму. Тип диаграммы выберите самостоятельно.
3. Сохраните файл в собственной папке под именем Суша и закройте программу.
- создавать диаграмму по таблице, верхняя строка и левый столбец которой содержат подписи, а остальные ячейки заполнены числами;
- устанавливать параметры диаграммы в диалоговом окне;
- изменять тип диаграммы.