Материалы к урокам 6 класса



Урок 20
Определение понятия
Практическая работа №10
«Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 - 3)







Определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении. Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе — достаточны для установления данного понятия. Это означает, что в определении должно раскрываться основное содержание понятия, в нем не должно быть лишних слов, но не должно быть и недосказанностей. 

Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке. Так, в математике это понятия «точка» и «множество», в информатике — «информация».

Очень часто определение строится через ближайший род и видовое отличие. Объем видового понятия более узок и полностью входит в объем родового понятия:

Например, в определении «Пользователь — это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи», понятие «пользователь» — видовое, понятие «человек» — родовое, «применяющий компьютер для получения информации или решения задачи» — видовое отличие.

При составлении определений следует избегать логических ошибок. Рассмотрим такое предложение: «Компьютер — это помощник человека при работе с информацией». Можно ли считать это предложение определением? В определении объемы определяемого и определяющего понятий равны. Если считать объем определяемого понятия «компьютер» равным объему определяющего понятия  «помощник человека при работе с информацией», то компьютером можно считать любого человека, помогающего вам работать с информацией. Значит, приведенное предложение нельзя считать определением. Верным будет следующее определение: «Компьютер — универсальное электронное устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи данных».

Вопросы и задания


1. Как определить понятие?

2. В. В. Маяковский писал:

«Если тебе «корова» имя,
У тебя должно быть молоко и вымя».

Скажите, достаточно ли признаков, указанных поэтом, для определения понятия «корова»?

3. Каким способом чаще всего определяются понятия?

4. Найдите в терминологическом словаре определения двух - трех понятий через ближайший род и видовое отличие.

5. Почему фразу «Книга — источник знаний» нельзя считать определением понятия «книга»? Как можно определить данное понятие? 



Практическая работа №10
«Планируем работу в графическом редакторе» (задания 1 - 3)



Задание 1


1. Запустите графический редактор.

2. Задайте рабочую область шириной 20 и высотой 15 см.

3. Заполните всю рабочую область экрана паркетом «елочка», работая по следующему плану:

4. Сохраните результат работы в собственной папке под именем Паркет.

5. Завершите работу с графическим редактором.

Задание 2


1. Запустите графический редактор.

2. Задайте рабочую область шириной 20 и высотой 15 см.

3. Установите основной цвет серый и проведите пересекающиеся вертикальную и горизонтальную линии (инструмент Линия, с нажатой клавишей {Shift}). Нарисуйте окно - прямоугольник (основной цвет черный, инструмент Прямоугольник, режим «без заливки»).

4. Наша задача — нарисовать 8 - этажный дом с тремя окнами на каждом этаже. Его построение выполняйте в соответствии с планом, представленным на рисунке.

                  

Внимание! Работая с фрагментами, используйте следующий прием. Инструментом Выделение выделите указанный фрагмент. Удерживая нажатой левую кнопку мыши и клавишу {Ctrl}, перетаскивайте фрагмент в нужное место; всякий раз при отпускании кнопки мыши на экране будет возникать очередная копия фрагмента. 

5. Когда все 8 этажей дома будут готовы, заключите их в большой прямоугольник и залейте его тем цветом, которым выполнялись вспомогательные линии. После этого стену дома можете перекрасить по своему вкусу.

6. Считая, что окна дома могут быть темными (черный цвет) или светиться (желтый цвет), окрасьте их так, чтобы на всех этажах сочетания темных и светлых окон были различными.

7. При наличии времени дополните рисунок по своему усмотрению.

8. Сохраните рисунок в собственной папке под именем Дом.

9. Завершите работу с графическим редактором.

Задание 3


1. Запустите графический редактор.

2. С помощью инструментов Эллипс и Кривая изобразите цепочку из четырех одинаковых по размеру бусин.

3. Считая, что бусины могут быть только красного и синего цветов, попытайтесь придумать и изобразите на экране все возможные различные цепочки из 4 таких бусин.

4. С помощью инструмента Надпись в свободной части рабочей области укажите, сколько различных цепочек вам удалось придумать.

5. Сохраните рисунок в собственной папке под именем Бусины.

6. Завершите работу с графическим редактором.






Наверх