Информатика. 6 класс. Что такое алгоритм

Материалы к урокам 6 класса


Урок 24
Контрольная работа
Что такое алгоритм
Практическая работа №12
«Рисунок на свободную тему»




Контрольная работа


Вариант 1


В заданиях 1 - 3 выберите правильный ответ.

1. Определите форму мышления: М. Ю. Лермонтов родился в 1841 году.

а) понятие                            
б) суждение                           
в) умозаключение

2. Определите вид отношения между понятиями: Принтер – это устройство, предназначенное для вывода информации на бумагу.

а) тождество                       
б) пересечение                       
в) подчинение
г) соподчинение                 
д) противоположность

3. Определите вид простого суждения: Ни один современный ученый не обходится без компьютера.

а) общеутвердительное                         
б) общеотрицательное
в) частноутвердительное                       
г) частноотрицательное

4. Задача. В одном множестве 20 элементов, в другом 25 элементов. Сколько элементов может быть в их

 
а) пересечении     
б) объединении

5. Логическая задача. Найдите закономерность и продолжите последовательность чисел:

а) 1, 3, 5, 7,                                                   
б) 7, 11, 8, 12, 9,

6. Задача. Петя купил 6 дисков, причем СД дисков в 2 раза больше, чем ДVD дисков. Сколько Петя купил CD и DVD дисков?

7. Задача на смекалку. Четыре пассажира ждали поезд 2 часа. Сколько времени ждал поезд каждый пассажир?

8. Постройте правильные умозаключения:

а) Названия групп – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, …
б) Все ученики 6 класса любят математику. Лена Павленко учится в 6 классе. Значит, …

Вариант 2


В заданиях 1 - 3 выберите правильный ответ.

1. Определите форму мышления: Презентация – это последовательность слайдов, содержащих мультимедийные объекты.

а) понятие                            
б) суждение                           
в) умозаключение

2. Определите вид отношения между понятиями: А, В, С, и Р

А = «DVD диск»,  
В = «CД диск»,    
С = «книга»,      
Р = «носитель информации»

а) тождество                       
б) пересечение                       
в) подчинение
г) соподчинение                 
д) противоположность

3. Определите вид простого суждения: Все современные компьютеры оснащаются операционной системой Windows XP

а) общеутвердительное                          
б) общеотрицательное
в) частноутвердительное                        
г) частноотрицательное

4. Задача. В классе 14 детей. Каждый из них любит математику или историю. Половина детей любит математику, а 5 человек – оба предмета. Сколько детей любит только историю?

5. Логическая задача. Найдите закономерность и продолжите последовательность чисел:

а) 1, 2, 4, 8, 16,                                          
б) 3, 9 , 8, 24, 23, 69,

6. Задача на смекалку. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

7. В классе 12 детей, причем мальчиков в 3 раза больше, чем девочек. Сколько девочек и мальчиков в классе?

8. Постройте правильные умозаключения:

а) Если числитель больше знаменателя, то дробь называется неправильной. У дроби 8/3 числитель больше знаменателя. Значит…
б) Если ни один человек не может летать, а все птицы летают, то …

Что такое алгоритм


Каждый человек в повседневной жизни, во время учебы или на работе решает огромное количество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, автоматически, и даже не считаем задачами. К ним можно отнести такие задачи, как «Купить хлеб», «Собраться в школу», «Закрыть дверь на ключ» и пр. Другие же задачи, напротив, так трудны, что требуют длительных размышлений и усилий для поиска решения и достижения поставленной цели. Например, решения задач «Написать контрольную работу на 5» или «Свободно разговаривать на иностранном языке» требуют выполнения гораздо большего количества сложных действий, чем решение задачи «Купить мороженое». Но решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов.

Например, процесс покупки хлеба можно представить так:

1) взять у мамы деньги;
2) пойти в магазин;
3) выбрать нужные хлебобулочные изделия;
4) оплатить стоимость покупки;
5) принести хлеб домой.

Аналогично, в виде последовательности действий можно описать процессы решения многих задач, с которыми вы имеете дело в школе: «Вычислить периметр многоугольника», «Найти наибольший общий делитель двух натуральных чисел», «Определить часть речи», «Провести фонетический разбор слова». Такая последовательность шагов в решении задачи называется алгоритмом. При этом для алгоритма важен не только набор действий, но и то, в каком порядке они выполняются. Например, попробуем переставить в известном вам алгоритме нахождения наименьшего общего кратного (НОК) нескольких натуральных чисел четвертое действие на второе место:

1) разложить исходные числа на простые множители;
2) найти произведения получившихся множителей;
3) выписать множители, входящие в разложение одного из чисел;
4) дописать к ним недостающие множители из разложений остальных чисел.

Эту последовательность действий также можно исполнить, но к достижению поставленной цели (нахождению НОК) она не приведет!

Выполним последовательность действий для нахождения значения следующего выражения:

(5,88 + 5,52) - 2,8 • (5 • 0,103 - 0,015).

1) 5,88 + 5,52 = 11,4;
2) 5 • 0,103 = 0,515;
3) 0,515 - 0,015 = 0,5;
4) 2,8 • 0,5 = 1,4;
5) 11,4 - 1,4 = 10.

Можно ли изменить порядок действий в этом случае? С чем, по вашему мнению, это связано?

Алгоритм может представлять собой описание некоторой последовательности вычислений, а может — описание последовательности действий нематематического характера. Но, в любом случае, перед его составлением должны быть четко определены начальные условия и то, что предстоит получить.

Алгоритм — описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату.

Первенство в разработке алгоритмов принадлежит человеку. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные устройства — компьютеры, роботы, станки, спутники, сложная бытовая техника и даже некоторые детские игрушки.

О происхождении слова «алгоритм» вы можете прочитать на странице «Материал для любознательных».

Вопросы и задания


1. Приведите два - три примера правил или предписаний, которым вы следуете в повседневной жизни.

2. Задача может быть успешно решена только тогда, когда она очень четко описана. Из приведенного списка задач выберите те, которые сформулированы четко. Свой выбор обоснуйте.

а) «Сосчитать звезды»;
б) «сосчитать число окон в своем доме»;
в) «купить книги»;
г) «одеться»;
д) «дать подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте)».

3. Можно ли считать хорошо поставленной задачу в одной из русских народных сказок: «Иди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю что»?

4. Туристы (отец, мать и два брата - близнеца) должны переправиться через реку. В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного взрослого или двоих детей. Как организовать переправу, если и взрослые, и дети умеют грести?

5. Что такое алгоритм?

6. Приведите два - три примера алгоритмов, изученных вами в школе.



Практическая работа №12
«Рисунок на свободную тему»



1. Продумайте идею своего рисунка.

2. Выполните его средствами любого знакомого вам графического редактора.

3. Сохраните результат в собственной папке под именем Фантазия.

Теперь мы умеем


- создавать рисунки по собственному замыслу средствами растровой и векторной графики.





Наверх