Исполнители вокруг нас

Материалы к урокам 6 класса


Урок 25
Исполнители вокруг нас
Логическая игра «Переливашки»





Современного человека окружает множество разнообразных технических устройств: телевизор, магнитофон, фотоаппарат, телефон, стиральная машина, автомобиль и пр. Каждое из этих устройств предназначено для решения своей задачи и способно выполнять некоторый ограниченный набор действий, или команд.

Устройство, способное выполнять определенный набор команд, мы будем называть исполнителем. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ). Исполнители бывают разные. Одним из самых простых исполнителей можно считать кнопку включения/выключения электропитания на корпусе монитора.

Система команд исполнителя - магнитофона содержит следующие команды:

Более сложным исполнителем является современная стиральная машина, в электронную память которой заложены разработанные инженерами различные программы стирки белья. Весь процесс стирки (замачивание, отстирывание, полоскание, отжим, сушка) машина выполняет автоматически, без участия человека, но по программе, выбранной человеком.

Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы. Едва ли человек сможет так быстро, безошибочно и качественно собрать сложнейшую электронную плату, как это делает робот - манипулятор на автоматизированном производстве.

В наше время созданы человекоподобные роботы и роботы - игрушки, напоминающие домашних животных.

Самый впечатляющий пример исполнителя — компьютер. Его отличительная черта — универсальность. Вы знакомы с компьютерными программами, предназначенными для обработки текстовой, числовой и графической информации, с обучающими программами и компьютерными играми. Кроме того, существуют программы, с помощью которых компьютер управляет работой других связанных с ним устройств (исполнителей).

Во многих случаях и сам человек является исполнителем алгоритмов. Например, каждый из нас при переходе улицы является исполнителем следующего алгоритма:

1) остановись на тротуаре;
2) посмотри налево;
3) если транспорта нет, то иди до середины улицы и остановись, иначе выполняй п. 2;
4) посмотри направо;
5) если транспорта нет, то иди до противоположного тротуара, иначе выполняй п. 4.

С большим количеством алгоритмов имеют дело школьники при выполнении письменных и устных заданий.

Итак, исполнитель — это человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды.

Любой исполнитель имеет ограниченную систему команд. Даже среди людей вряд ли найдется исполнитель, умеющий делать все. Если в качестве исполнителей рассматривать школьников, то шестиклассник способен выполнять значительно больше предписаний, чем ученик первого класса.

Разработка алгоритма — трудоемкая задача, требующая от человека глубоких знаний и больших затрат времени. Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям. Исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, и не рассуждает, почему он поступает так, а не иначе, — он действует формально. С этим связана возможность автоматизации деятельности человека:

□ процесс решения задачи представляется в виде последовательности простейших операций;
□ создается машина (автоматическое устройство), способная выполнять эти операции в последовательности, заданной в алгоритме;
□ человек освобождается от рутинной деятельности, выполнение алгоритма поручается автоматическому устройству.

Вопросы и задания


1. Кого или что называют исполнителем алгоритма?

2. С какой задачей может справиться только человек?

3. Как вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает»?

4. Опишите достоинства и недостатки исполнителя «Робот» и исполнителя «Человек», выполняющих перевод текста с иностранного языка на русский по следующему алгоритму:

1) прочитать первое предложение на иностранном языке;
2) поочередно перевести все слова предложения на русский язык;
3) составить из полученных слов фразу на русском языке и записать ее;
4) если не все предложения переведены, то взять первое непереведенное предложение и перейти к п. 2; иначе выполнить п. 5;
5) закончить работу.

Познакомиться с графическими исполнителями вы можете прочитать на странице «Материал для любознательных».

Логическая игра «Переливашки»


Виртуальная лаборатория "Переливания" предназначена для решения задач, основанных на модели переливания (или пересыпания) содержимого между сосудами заданной емкости.

При решении задач возможны также "источник" жидкости и "сток" - т.е. сосуды неограниченной емкости, из которых можно наполнять "рабочие" емкости или выливать из них содержимое.

Для работы с лабораторией скачайте файл, запустите его и распакуйте архив.

Файл запуска лаборатории - Start-Lab-Vessels.exe, задачи загружаются из папки «Материалы к урокам»

Источником
виртуальной лаборатории "Переливания"
является сайт ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика" (Единая коллекция ЦОР)







Наверх