Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год | Информационные модели


Урок 8
Информационные модели




Практическая работа № 11






Информационные модели


Объект - оригинал можно заменить набором его свойств: названий (величин) и значений. Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью.

В табл. 2.1 приведен пример информационной модели дачного дома — карточка из каталога, по которому заказчик строительной компании может выбрать подходящий проект. Каждая карточка в каталоге содержит названия (величины) свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа).

Таблица 2.1

image

Все названия свойств в информационных моделях — это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, в табл. 2.1 значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых).

Образным элементом информационной модели может быть не только рисунок или фотография, но и объемный макет или видеозапись. Однако при этом обязательно должна иметься возможность связать этот элемент с характеристикой конкретного объекта. Например, в строке «Внешний вид» в каталоге домов может быть указан шифр макета. А чтобы сами макеты были элементами информационной модели, а не украшением, их нужно снабдить ярлыками с шифрами.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают следующие виды информационных моделей — рис. 2.1.

image

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком - либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).

Много информации дают специалистам полученные со спутников фотографии поверхности Земли (рис. 2.2).

image

Широко используются образные информационные модели в образовании (иллюстрации в учебниках (рис. 2.3), учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.).

image

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста на естественном языке или программы на языке программирования, формулы (например, площади прямоугольника S = ab) и т. д.

Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. На рис. 2.4 приведен пример модели одноклеточной водоросли хламидомонады. Нарисованные части водоросли — образные элементы этой модели, а надписи снизу и справа от рисунка — знаковые элементы.

image

Примерами смешанных информационных моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.

Коротко о главном


Объект - оригинал можно заменить набором его свойств: их названий и значений. Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают образные, знаковые и смешанные информационные модели.

Вопросы и задания


1. Приведите пример информационной модели:

а)	ученика вашего класса;
б)	игрока баскетбольной команды;
в)	пациента ветеринарной лечебницы;
г)	квартиры жилого дома;
д)	книги в библиотеке;
е)	кассеты (диска) с звукозаписью (видеозаписью);
ж)	города.

2. Придумайте пример информационной модели, образными элементами которой являются муляжи фруктов и цветов.

3. Назовите объекты, модели которых приведены на рис. 2.5-2.7.

image     image

image

Назовите образные и знаковые элементы каждой модели. Для каждой модели поясните, смысл каких знаков нужно знать, чтобы получить информацию с помощью этой модели.



Практическая работа №11
Графические модели


Задание 1. В кабинет к директору


1. Запустите текстовый процессор Microsoft Office Word 2007.

2. Перейдите в раздел Вставка.

image

3. В разделе иллюстрации включить кнопку "Клип".

image

4. Установить галочку напротив объекта "Автофигуры", (как показано на картинке), и нажать на поиск.

image

5. После выполнения этой операции - перед нами станут доступны разные автофигуры.

image

6. Попробуйте теперь с помощью этих автофигур нарисовать кабинет директора.

image

Работая с объектами (автофигурами и линиями), применяйте операции Копировать, Повернуть, Отразить, Свободное вращение, Группировать.

7. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Директор.

Задание 2. План кабинета информатики


Внимательно рассмотрите ваш кабинет информатики. Необходимо нарисовать его план.

1. Выберите для плана масштаб, например 1:100. Тогда 1 см на плане будет соответствовать 1 м в реальном помещении.

2. Нарисуйте прямоугольник, соответствующий классной комнате.

3. Окна и двери изобразите отрезками другого цвета или другого типа линии.

4. Создайте изображение одного рабочего места, состоящего из стола, стула и компьютера.

image

Выделите все объекты, образующие рабочее место. Для этого, удерживая клавишу {Shift}, щелкните на каждом из объектов.

Сгруппируйте выделенные объекты ([Действия - Группировать]). Полученный новый объект удобно копировать, перемещать, поворачивать.

5. Разместите нужное количество рабочих мест на плане классной комнаты. При перемещении фигур пользуйтесь курсорными стрелками на клавиатуре. Их совместное использование с клавишей {Ctrl} позволяет перемещать объекты «мелкими» шагами.

6. Изобразите учительский стол, классную доску, шкафы и другое оборудование.

7. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Кабинет.

Задание 3. Объемные изображения


1. Нарисуйте произвольный прямоугольник и активизируйте кнопку Объем image на панели Рисование — она предназначена для придания объектам трехмерного вида.

2. Исследуйте возможные варианты объемных изображений.

image

3. Изобразите следующие объемные объекты:

image

4. Выполните объемную композицию "Арка":

image

5. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Объём.

Задание 4. Творческое задание


Придумайте сами пример объекта, графическую модель которого можно представить с помощью автофигур или объемных фигур. Создайте соответствующую графическую модель в программе Microsoft Word.

Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Идея6.

Теперь мы умеем


- конструировать сложные объекты из автофигур;
- создавать объемные изображения средствами текстового процессора Microsoft Word;
- строить графические модели объектов.

Наверх