Материалы к урокам 7 класса



Урок 10
Работа со словесными информационными моделями




Практическая работа №4
«Создаем словесные модели» (задания 6 - 7)






Работа со словесными информационными моделями


Пример 5


Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания. Например, в стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна) расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:


Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь,грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом
задоре —
так падают бурные воды в сверкающем быстром 
Лодоре!

Обратим внимание на некоторые особенности естественного языка:


• многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;
• использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);
• синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;
• омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.

С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

Пример 6


Если четко определить объекты, действия и их последовательность, то словесную модель некоторого процесса можно представить в форме нумерованного списка. Например, так можно оформить модель построения середины отрезка АВ с помощью циркуля:


1) установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;
2) поставить ножку циркуля в точку А;
3) провести окружность радиуса АВ;
4) поставить ножку циркуля в точку В;
5) провести окружность радиуса АВ;
6) точки пересечения построенных окружностей обозначить С и С1
7) провести отрезок СС1;
8) точку пересечения отрезков АВ и CC1 обозначить О и считать искомой.


Коротко о главном


При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания. Усилить образность текста можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания.

Такие особенности естественного языка, как многозначность, использование слов в прямом и переносном значениях, синонимия, омонимия и т. п., делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. Вместе с тем, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

Вопросы и задания


1. В каком из примеров параграфа использовано больше всего слов-профессионализмов?

2. Приведите 2-3 собственных примера словесных моделей, рассматриваемых на уроках истории, географии, биологии.

3. Вспомните басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Лисица и виноград», «Слон и Моська», «Стрекоза и Муравей», «Тришкин кафтан» и др. Какие черты характера людей и отношения между людьми смоделировал в них автор?

4. Постройте словесную информационную модель объекта «текстовый документ», созданного в среде текстового процессора Microsoft Word.



Практическая работа №4
«Создаем словесные модели» (задания 6 - 7)


Задание 6. Аннотация


Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика содержания произведений печати или рукописи.

1. Ознакомьтесь с аннотацией к вашему учебнику информатики.

2. Создайте новый документ в текстовом процессоре Word.

3. Придумайте и наберите в текстовом процессоре Word 2-3 предложения, характеризующие суть главы 1 «Объекты и системы» вашего учебника информатики.

4. Сохраните документ в собственной папке под именем Аннотация.

Задание 7. Конспект


Конспект (от лат. conspectus — обзор) — краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада и пр.

1. Создайте новый документ в текстовом процессоре Word.

2. Создайте конспект к § 2.1 «Модели объектов и их назначение» вашего учебника информатики.

3. Сохраните документ в собственной папке под именем Конспект.






Наверх