Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год | Графики и диаграммы


Урок 21
Графики и диаграммы
Наглядное представление процессов изменения величин




Практическая работа №9 «Создаем диаграммы и графики» (задания 5 - 7)










Зачем нужны графики и диаграммы


Невозможно быстро и качественно обрабатывать большие объемы однотипной информации, представленной в текстовой форме. Такую информацию гораздо удобнее обрабатывать с помощью таблиц. Но восприятие громоздких таблиц также оказывается затруднительным для человека.

Предположим, вы готовитесь к школьной географической :конференции, на которой вам поручено нарисовать климатический портрет месяца мая. В течение всего месяца вы собирали информацию о температуре воздуха, давлении, влажности, облачности, направлении и скорости ветра. Соответствующую информацию вы заносили в заранее подготовленную таблицу, и вот что у вас получилось (файл Температура.doc из папки Заготовки):

image

Конечно, можно перечертить эту таблицу на большой лист ватмана и продемонстрировать одноклассникам этот впечатляющий результат. Но смогут ли они воспринять эту информацию, обработать ее и сложить представление о погоде в мае? Скорее всего — нет.

Вы собрали большое количество информации, она точна, полна и достоверна, но в табличном виде не будет интересна слушателям, так как совершенно не наглядна. Сделать содержащуюся в таблице информацию более наглядной и легко воспринимаемой (визуализировать информацию) можно с помощью графиков и диаграмм.

Наглядное представление процессов изменения величин


На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой — независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси Х, или оси абсцисс), а зависимой величины — на вертикальной (оси У, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с У при изменении Х. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Например, по данным, содержащимся во 2-й графе, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца. По графику можно мгновенно установить самый теплый день месяца, самый холодный день месяца, быстро подсчитать количество дней, когда температура воздуха превышала двадцатиградусный рубеж или была в районе + 15 °С. Также можно указать периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания.

image

Аналогичную информацию обеспечивают графики изменения влажности воздуха и атмосферного давления, построенные на основании 3-й и 4-й граф таблицы.

image

image

Коротко о главном


Выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.

Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Используется множество разнообразных типов диаграмм.

График — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Вопросы и задания


1. По графикам движения, приведенным на чертеже, определите скорость движения каждого объекта и запишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта.

image

Какие объекты могут иметь определенную вами по графику скорость?

V=S/t
a) V=100/0,5=200 км/ч (гоночный автомобиль);
b) V=100/1=100 км/ч (автомобиль);
c) V=100/4=25 км/ч (скутер);
d) V=100/6≈17 км/ч (велосипед);
e) V=30/6=5 км/ч (человек);

2. На рисунке изображен график движения семиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику:

- время выхода из дома;
- скорость на всех участках пути;
- продолжительность и время остановок;
- время прибытия в школу.

Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?

image

- выход из дома: 8.00
— скорости: 8.00-8.05 — 2 км/ч; 8.05-8.10 — 4 км/ч; 8.10-8.12 — 0 км/ч; 8.12-8.13 — 5 км/ч; 8.13-8.20 — 2 км/ч
— остановки: 8.10-8.12, 2 минуты
— прибытие в школу: 8.20

2. Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания:

- подъем работоспособности начинается в 8 ч;
- утомление длится с 12 до 14 ч;
- вечером работоспособность выше, чем утром;
- наибольшая работоспособность с 10 до 12 часов утра;
- работоспособность резко падает в 21 ч;
- в 19 часов работоспособность низкая;
- наивысшая работоспособность в 17 часов;
- днем самая низкая работоспособность в 15 ч;
- в день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра и до 13 ч 30 мин, а также с 16 ч и до 20 ч;
- начинать уроки надо в 7 утра;
- выполнять домашнее задание лучше всего с 15 ч до 17 ч.

image

В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 7 класса.

image

Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учетом изменения работоспособности школьников (график из предыдущего задания)? Предложите свой вариант.



Практическая работа №9
«Создаем диаграммы и графики» (задания 5 - 7)


Задание 5. Наглядное представление процессов изменения величин


1. Откройте файл Температура.xls из папки Заготовки.

2. Постройте график изменения температуры воздуха.

Для этого:

      1) выделите диапазон В1:В31;
      2) постройте диаграмму, имеющую тип График, вид — График с маркерами.

3. Постройте график изменения влажности воздуха.

4. Постройте график изменения атмосферного давления (нужный вид подберите самостоятельно).

5. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Температура1.

Задание 6. График функции при image


1. В Microsoft Excel постройте таблицу значений функции image для значений аргумента от -3 до 3 с шагом 0,5:

image

Для этого:

1) подпишите строки «x» и «у»;
2) в ячейку В1 введите первое значение аргумента (-3); в ячейку С1 — второе значение аргумента (-2,5);
3) выделите диапазон В1:С1 и, ухватив указателем мыши квадратик в правом нижнем углу выделенного диапазона, протащите ее вправо, пока в ячейке N1 не окажется число 3;
4) введите в ячейку B2 формулу =В1*В1 и скопируйте ее в ячейки диапазона C2:N2.

2. Вызовите Мастер диаграмм. Выберите тип диаграммы Точечная, вид — Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями.

3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Функция1.

Задание 7. График функции image


1. В Microsoft Excel постройте график функции image для значений аргумента от -3 до 3 с шагом 0,5.

2. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Функция2.

Наверх