Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год | Графики и диаграммы


Урок 23
Графики и диаграммы
Визуализация многорядных данных




Практическая работа №9
«Создаем диаграммы и графики» (задания 4, 8 - 10)






Визуализация многорядных данных


Предположим, классный руководитель предложил вам подготовить к родительскому собранию диаграмму об успеваемости на основании информации, представленной в следующей таблице:

image

В отличие от предыдущих случаев, здесь мы имеем дело с многорядными данными: 1-й ряд - оценки Баутина Димы, 2-й ряд - оценки Голубева Миши, 3-й ряд — оценки Куликова Ивана, 4-й ряд — оценки Радугиной Аллы. Здесь нам придется несколько величин сравнить несколько раз (в нескольких точках).

В этом случае круговую диаграмму нельзя использовать в принципе.

Можно построить столбчатую диаграмму, представив на ней данные сразу обо всех учениках – рисунок ниже.

В этом примере опорными точками являются имена учеников. В каждой опорной точке построена группа из четырех столбиков — по числу предметов. Сравнение здесь можно проводить как среди прямоугольников, относящихся к одной группе (сравниваем успеваемость одного ученика по всем предметам), так и между группами (сравниваем успеваемость учеников между собой).

Для того чтобы наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму, используют ярусные диаграммы.

image

Понять идею ярусной диаграммы можно путем мысленного преобразования столбчатой диаграммы. Представьте, что столбики в каждой группе расположены не рядом друг с другом, а один над другим. Теперь в каждой опорной точке вместо группы столбиков будет стоять один многоярусный столбик. Его высота будет определяться суммой высот всех составных частей (рисунок ниже).

image

Для наглядного представления многорядных данных также могут быть использованы областные диаграммы, или диаграммы площадей:

image

Диаграмма площадей напоминает срез земной коры. «Гора» соответствует более успевающему, а «впадина» — менее успевающему ученику. Это накопительная диаграмма. Вертикальный срез в опорных точках позволяет представить вклад каждого ряда данных (в нашем случае — оценки по каждому предмету) в общую сумму (суммарный балл конкретного ученика). «Толщина пласта» позволяет судить об общей успеваемости по предмету.

Коротко о главном


Ярусная диаграмма позволяет наглядно сравнить суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

Областная диаграмма (диаграмма площадей) позволяет одновременно проследить за изменением суммы нескольких величин в нескольких точках и при этом показать вклад каждой величины в общую сумму.

С помощью графиков и диаграмм можно визуализировать большие объемы однотипной табличной информации. Зачастую при визуализации происходит потеря точности информации.

Вопросы и задания


1. На рисунке изображена ярусная диаграмма, характеризующая размеры выручки кафе «Ветерок» за счет продажи напитков (чай, сок, лимонад), мороженого, пирожных и чипсов.

image

Как изменяются запросы покупателей в зависимости от времени года? Почему это происходит?

2. Что общего и чем отличаются ярусная и столбчатая диаграммы?



Практическая работа №9
«Создаем диаграммы и графики» (задания 4, 8 - 10)


Задание 4. Визуализация многорядных данных


Известно, что торговые предприятия «Ромашка», «Ветерок», «Ласточка» и «Весна» получили за год прибыль в размере 42 500 ООО руб., 84 200 400 руб., 38 946 500 руб. и 58 000 420 руб. соответственно. Из этих денег они уплатили налог на прибыль в размере 30%, причем 13% было перечислено в федеральный бюджет, а 17% — в городской.

Визуализируйте эти данные с помощью диаграмм.

1. По имеющимся данным создайте в программе Microsoft Excel следующую таблицу:

image

2. Продумайте и введите формулы для расчета значений в диапазонах СЗ:С6, D3:D6, ЕЗ:Е6.

3. Для несмежных диапазонов А2:А6 и С2:Е6 на одном листе постройте диаграммы:

     1) обычную гистограмму;
     2) гистограмму с накоплением;
     3) диаграмму с областями с накоплением.

4. На новом листе постройте круговые диаграммы, отражающие вклад каждого предприятия в городской и в федеральный бюджеты.

Подумайте, почему они выглядят одинаково.

5. Сохраните результат работы в собственной файле с именем Торговля.

Задание 8. Крупнейшие озера Российской Федерации


Подумайте, каким образом можно визуализировать информацию о крупнейших озерах нашей страны, представленную в табличной форме (Озера.xls из папки Заготовки). Результат работы сохраните в собственной папке в файле с именем Озера.

image

Задание 9. Экспорт/импорт России


Подумайте, каким образом можно визуализировать представленную в табличной форме информацию об экспорте - импорте России за 2000-2005 гг. (Экспорт_Импорт.xls из папки Заготовки).

image

Задание 10. Творческое задание


Придумайте сами пример данных, которые можно визуализировать с помощью диаграмм. Проведите необходимые построения в программе Microsoft Excel. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Идея4.

Наверх