В повседневной жизни нас окружает множество разнообразных схем: схемы проезда, схемы дорожных развязок, схема метрополитена, схема расположения мест в зрительном зале, схема движения пригородных электропоездов и многое другое.
Схема — это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. С помощью схемы может быть представлен и внешний вид объекта, и его структура.
Например, внешний вид зрительного зала представлен на схеме ниже.
Представление о внешнем виде квартиры можно получить по схеме на следующем рисунке.
Далее представлена схема проезда в Бородино.
Уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает нам географическая карта. На карте изображен внешний вид территории северо-восточной части Центральной России. На ней показаны древние русские города, образующие знаменитое на весь мир Золотое кольцо.
Схемы на представленных рисунках являются информационными моделями внешнего вида соответствующих объектов. Они предназначены для того, чтобы у человека была возможность, например, выбрать подходящее место в зрительном зале, оценить размеры и расположение комнат будущей квартиры, разработать маршрут путешествия по Золотому кольцу, добраться до Бородинского поля и т. д. Для этих моделей большое значение имеет соблюдение масштаба. Для схемы проезда и карты также значение имеет соблюдение ориентации по сторонам света. Но, несмотря на точность рассмотренных информационных моделей, более подробные сведения об изображенных на них объектах (местах в зале, домах, дорогах, городах) из них получить нельзя.
Схема как информационная модель не претендует на полноту предоставления информации об объекте. С помощью особых приемов и графических обозначений на ней более рельефно выделяется один или несколько признаков рассматриваемого объекта.
Например, туристический маршрут «Золотое кольцо России» более образно запечатлен на схеме ниже.
Здесь не полностью выдержан масштаб, но зато акцентировано внимание на городах, образующих Золотое кольцо, и их достопримечательностях.
На уроках черчения вы учитесь строить чертежи — условные графические изображения предметов с точным соотношением их размеров, получаемые методом проецирования. Рисунок содержит изображения, размерные числа, текст. Изображения дают представления о геометрической форме детали, числа- о величине детали и ее частей, надписи — о названии, масштабе, в котором выполнены изображения, материале, из которого изготовлена деталь.
Вы знакомы с блок-схемами — одним из наиболее наглядных способов записи алгоритмов; при этом используются следующие условные обозначения:
Последовательность действий указывается с помощью стрелок, соединяющих фигуры, обозначающие шаги алгоритма.
Например, проверку существования треугольника с заданными длинами сторон а, Ь и с с помощью блок-схемы можно изобразить, как показано на ниже:
В повседневной жизни нас окружает множество разнообразных схем. Схема — это представление некоторого объекта в общих, главных чертах с помощью условных обозначений. С помощью схем может быть представлен внешний вид объекта, его структура и его поведение.
Уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной системе условных обозначений дает нам географическая карта.
Чертеж — условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом проецирования.
Блок-схема — один из наиболее наглядных способов записи алгоритма, при котором каждому действию ставится в соответствие определенная геометрическая фигура.
1. Приведите 2-3 примера схем, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Информационными моделями каких объектов являются эти схемы?
2. На каждом этаже в вашей школе должен быть план эвакуации при пожаре. Найдите и изучите его. Какие объекты представлены на этой схеме?
3. В каких сферах деятельности невозможно обойтись без карт — информационных моделей поверхности Земли?
4. Пусть А — это стакан с чаем, а В — чашка кофе. Необходимо перелить кофе в стакан, а чай — в чашку так, чтобы напитки не смешались. Можно ли рассматривать следующую блок-схему как модель решения поставленной задачи? Какая роль здесь отводится М?
Можно, M — дополнительный стакан.
5. Решение какой задачи представлено следующей блок-схемой?
Поиск наибольшего значения среди чисел A, B и C.
6. Придумайте задачу, модель решения которой может быть представлена следующей блок-схемой:
7. Возможен ли алгоритм, имеющий следующую блок-схему?
Нет, поскольку из функционального блока (прямоугольник) обязательно должен быть выход.
1. Откройте файл Солнечная система.doc из папки Заготовки.
Среднее расстояние от Солнца, млн км
2. На основании имеющейся информации с помощью инструмента Надпись укажите на схеме положение планет.
Для этого:
1) на панели инструментов Рисование нажмите кнопку Надпись;
2) для вставки надписи стандартного размера щелкните на документе;
3) для изменения размеров надписи используйте перетаскивание;
4) перетащите надпись на нужное место;
5) если надпись окружена рамкой, то уберите рамку с помощью контекстного меню [Формат надписи → Цвета и линии → Hem линии].
3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Солнечная система 1.
Четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны, называется параллелограммом.
Параллелограмм, у которого все углы прямые, называется прямоугольником.
Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется квадратом.
Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется ромбом.
Известны длины а и b смежных сторон параллелограмма, угол а между ними. Определить, является этот параллелограмм квадратом, ромбом, прямоугольником или не является ни одной из перечисленных фигур, можно с помощью следующей блок-схемы:
1. Постройте приведенную блок-схему в текстовом процессоре с помощью инструментов панели Рисование.
2. Нужные надписи в автофигурах делайте с помощью пункта Добавить текст контекстного меню автофигуры.
3. Сохраните результат работы в собственной папке в файле с именем Параллелограмм.