Информация и данные
Вы уже знаете, что компьютеры хранят и обрабатывают информацию. Но что же такое информация? Оказывается, дать ответ на этот вопрос непросто.
В жизни мы называем информацией любые сведения, которые человек получает из окружающего мира с помощью своих органов чувств: через глаза, уши, рот, нос и кожу.
Поэтому всю получаемую нами информацию можно разделить на следующие виды:
• зрительную информацию, которая поступает через глаза (по разным оценкам, 80-90% всей получаемой нами информации);
• звуковую информацию;
• вкусовую информацию;
• запахи (обонятельную информацию);
• тактильную информацию, которую мы получаем с помощью осязания, «на ощупь»;
• информацию, получаемую с помощью «мышечного чувства» (человеческий мозг получает импульсы от мышц и суставов при перемещении частей тела).
Информацию можно получать, хранить, передавать, обрабатывать. Действия с информацией называют информационными процессами.
Информатика занимается автоматической обработкой информации. Компьютеры могут обрабатывать только такую информацию, которая каким-то образом записана, — данные.
Данные — это записанная (зафиксированная) информация.
Вы, конечно, знаете, что компьютеры умеют работать с числами (выполнять вычисления) и с текстами. Числа и тексты — это примеры данных. Кроме того, компьютеры могут обрабатывать изображения (рисунки, картины, чертежи, карты, схемы, фотографии), звуковые данные (закодированный звук), мультимедийные данные (объединяющие несколько разных видов данных, например видеофильмы).
Одна и та же информация может быть представлена по-разному. Например, результаты измерения температуры в течение недели можно сохранить в виде текста, таблицы, графика, диаграммы или видеофильма.
Компьютер — это универсальное устройство для хранения, обработки и передачи данных.
Слово «универсальное» означает «пригодное для решения различных задач».
Данные, которые компьютер принимает для обработки, называются входными данными (или исходными данными). В программе для стиральной машины входные данные очень простые — номер одной из заводских программ, он обычно задаётся поворотом ручки или нажатием кнопки.
Программам для Рисователя — исполнителя, который рисует картинки, — нужны более сложные входные данные, например размер картинки, цвет фона и многое другое. Научные программы, например программы исследования космоса, часто получают на вход очень большие последовательности чисел — результаты измерений. А для программ-переводчиков входные данные — это тексты.
Следующая страница Как устроены компьютеры?