§16. Электронные таблицы. Страница 5

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)


Урок 11
§16. Электронные таблицы



Содержание урока

Что такое электронная таблица?

Основные элементы таблицы

Ввод данных

Использование формул

Примеры

Функции

Выводы. Интеллект-карта

Вопросы и задания

Практическая работа № 7 «Электронные таблицы»


Примеры


Задача 1. Автомобиль проехал 120 км за 2 часа. Найти среднюю скорость автомобиля.

Конечно, если вам нужно решить всего одну такую задачу, нет смысла строить электронную таблицу, можно просто подсчитать ответ с помощью калькулятора. Но если таких задач 50 или 100 и в каждой различные исходные данные? В этой ситуации электронная таблица поможет сэкономить много времени.

Как вычислить среднюю скорость в этой задаче?

Запишем расстояние в ячейку таблицы А1, а скорость — в ячейку А2. Тогда в АЗ можно записать такую формулу для расчёта средней скорости: =А1/А2 (рис. 3.8).

Рис. 3.8

Рис. 3.8

Теперь, если изменить значения в ячейках А1 и А2, программа автоматически пересчитает значение средней скорости.

Однако работа ещё не доделана. Если вы вернётесь к этой таблице через несколько дней (месяцев, лет), будет непонятно, что она делает. Чтобы разобраться, придётся заново просматривать все формулы и вспоминать, какую задачу мы решали. Поэтому лучше сразу сделать поясняющие текстовые надписи в соседних ячейках таблицы (рис. 3.9).

Рис. 3.9

Рис. 3.9

Но для этого нужно как-то освободить ячейки столбца А, сдвинув исходные данные и формулу вправо на один столбец. К счастью, вводить всё заново не нужно. Мы выделим мышью диапазон — прямоугольную часть таблицы, которая включает ячейки А1, А2 и АЗ, и перетащим его за рамку на один столбец вправо (рис. 3.10).

Рис. 3.10

Рис. 3.10

После этого можно добавить поясняющие надписи в ячейки А1, А2 и АЗ.

Обратите внимание, что формула в ВЗ теперь другая. Программа определила, что исходные данные, необходимые для расчёта, перемещаются, и автоматически изменила обе ссылки в формуле: с А1 на В1 и с А2 на В2.

Мы только что узнали, что такое диапазон.

Диапазон — это прямоугольная часть электронной таблицы.

Диапазон тоже имеет свой адрес. Например, адрес диапазона, с которым мы работали, — А1:АЗ. Этот адрес построен из двух адресов ячеек, расположенных в левом верхнем и правом нижнем углах диапазона, они разделяются двоеточием. На рис. 3.11 показан ещё один пример диапазона, его адрес — В2:С5.

Рис. 3.11

Рис. 3.11

Задача 2. Автомобиль сначала проехал 120 км за 2 часа, а потом ещё 170 км за 3 часа. Найти среднюю скорость автомобиля.

Как вычислить среднюю скорость на всём маршруте в этой задаче?

Сразу записываем в столбец А пояснения, а в столбцы В и С — данные о расстоянии и времени (в столбец В — для первого участка пути, в столбец С — для второго) — рис. 3.12.

Рис. 3.12

Рис. 3.12

Теперь в какую-нибудь ячейку 3-й строки, например в СЗ, можно ввести формулу для расчёта скорости. Обратите внимание, что в формуле не должно быть ссылок на ячейки Al, А2 и АЗ, ведь в них находится текст. И не забудьте про скобки!

Какую формулу нужно записать в ячейку СЗ?

Если теперь попробовать распечатать эту таблицу, мы не увидим сетки — линий, разделяющих ячейки таблицы. Дело в том, что линии, которые мы видим во время работы с таблицей, скрываются. Чтобы вывести их на печать, нужно добавить рамку к ячейкам таблицы. Такая возможность есть во всех табличных процессорах, например в программе Calc для этого существует кнопка Обрамление .

Кроме того, вы можете выделять данные в ячейках разными шрифтами и закрашивать ячейки цветным фоном. Например, исходные данные можно отметить зелёным фоном, чтобы не перепутать их с результатами и по ошибке не стереть какую-нибудь формулу.

Следующая страница Функции



Cкачать материалы урока







Наверх