Устройства ввода и вывода. Страница 2

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)


Урок 3
Устройства ввода и вывода


§ 1.2. Устройство компьютера




Содержание урока

1.2.1. Процессор и системная плата

1.2.2. Устройства ввода информации

1.2.3. Устройства вывода информации

1.2.4. Оперативная память

1.2.5. Долговременная память

1.2.6. Типы персональных компьютеров

Лабораторная работа № 2-2 «Проектируем рабочее место с компьютером: периферийное оборудование»


1.2.2. Устройства ввода информации


Клавиатура. Для ввода числовой и текстовой информации используется клавиатура. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора в правом верхнем углу, информирующих о режимах работы (рис. 1.5).

Алфавитно-цифровые клавиши (48 клавиш, включая клавишу {Пробел}) размещаются в центре клавиатуры. На каждую клавишу нанесены два символа: на алфавитную — русская и английская буквы, на цифровую — цифра и специальный символ. Переключение между русской раскладкой и английской раскладкой клавиатуры производится нажатием комбинации специальных клавиш.

Рис. 1.5. Схема клавиатуры


Клавиши редактирования и листания документа (7 клавиш) размещаются справа от алфавитно-цифровых клавиш и позволяют вставлять символы (клавиша {Insert}), удалять символы (клавиши {Backspace} и {Delete}), а также перемещаться по документу.

Клавиши управления курсором (4 клавиши со стрелочками) размещаются в нижней правой части клавиатуры и предназначены для перемещения курсора.

Специальные клавиши (13 клавиш) размещаются в верхнем, левом и нижнем рядах и предназначены для переключения клавиатуры в верхний регистр (клавиши {CapsLock} и {Shift}), прямого воздействия на функционирование компьютера (клавиши {Enter}, {Esc}, {Pause}, {Ctrl}, {Alt}) и т. д.

Функциональные клавиши (12 клавиш от {F1} до {F12}) расположены в верхнем ряду клавиатуры и предназначены для выбора или изменения режима работы некоторых программ.

Windows-клавиши (3 клавиши) размещаются в нижнем ряду между клавишами {Ctrl} и {Alt} и предназначены для работы с графическим интерфейсом операционной системы Windows.

Цифровой блок (17 клавиш) размещается с правой стороны клавиатуры и дублирует цифровые клавиши из алфавитно-цифрового блока и клавишу {Enter}.

В некоторых современных клавиатурах имеются дополнительные клавиши управления питанием (3 клавиши), которые размещаются над клавишами управления курсором и предназначены для включения/выключения компьютера, а также для перевода его в «спящий» режим и обратно.

Координатные устройства ввода. Для ввода графической информации и для работы с графическим интерфейсом программ используются координатные устройства ввода информации: манипуляторы типа мышь, сенсорные панели и графические планшеты.

Мышь имеет обычно две кнопки управления, которые используются при работе с графическим интерфейсом программ. Дополнительное колесико, которое располагается между кнопками, предназначено для прокрутки вверх или вниз изображений и текстов, не умещающихся целиком на экране.

В настоящее время широкое распространение получили оптические мыши, в которых источник света, размещенный внутри мыши, освещает поверхность, а отраженный свет фиксируется и преобразуется в перемещение указателя мыши на экране.

Современные модели мышей являются беспроводными, т. е. подключаются к компьютеру без помощи кабеля (рис. 1.6).

Специальное устройство (обычно подключается к USB-разъему) обеспечивает работу мыши в радиусе до 10 м.

Рис. 1.6. Оптическая беспроводная мышь


Очень часто в портативных и мобильных компьютерах вместо манипуляторов используется сенсорная панель (рис. 1.7), перемещение пальца по поверхности которой преобразуется в перемещение курсора на экране монитора. Нажатие на поверхность сенсорной панели эквивалентно нажатию кнопки мыши.

Рис. 1.7. Сенсорная панель на корпусе портативного компьютера


Для рисования и ввода рукописного текста используются графические планшеты (рис. 1.8). С помощью специальной ручки и мыши на графическом планшете можно рисовать, чертить схемы и добавлять подписи к электронным документам.

Рис. 1.8. Графический планшет


Сканер. Для оптического ввода в компьютер и преобразования в компьютерное представление изображений (фотографий, рисунков, слайдов), а также текстовых документов используется сканер (рис. 1.9). Сканируемое изображение последовательно освещается светом источников, размещенных на движущейся вдоль изображения линейке, а отраженный свет преобразуется в высококачественное изображение в компьютерном формате.

Рис. 1.9. Сканер


Цифровые камеры. Большое распространение получили цифровые камеры (видео- и фотокамеры). Цифровые камеры позволяют получать видеоизображение и фотоснимки непосредственно в цифровом (компьютерном) формате. Для передачи «живого» видео по компьютерным сетям используются цифровые Web-камеры (рис. 1.10).

Рис. 1.10. Цифровая фотокамера и Web-камера


Для подключения графических планшетов, сканеров и цифровых камер к компьютеру обычно используется разъем USB. Для передачи высококачественного цифрового видеоизображения с цифровых видеокамер используется специальный разъем DV.

Важнейшей характеристикой устройств ввода графической информации является разрешающая способность, которая измеряется в dpi (dot per inch — точек на дюйм).

Для координатных устройств ввода разрешающая способность обычно составляет около 500 dpi. Это означает, что при перемещении, например, мыши на 1 дюйм (1 дюйм = 2,54 см) указатель мыши на экране перемещается на 500 точек.

Разрешающая способность сканеров и цифровых камер может достигать 2400 dpi и более. Это означает, что на 1 дюйме полученного изображения может уместиться 2400 точек различного цвета.

Звуковая карта и микрофон. Для ввода звуковой информации используется микрофон, который подключается ко входу звуковой карты (рис. 1.11). Звуковая карта имеет также возможность синтезировать звук (в ее памяти хранятся звуки различных музыкальных инструментов, которые она может воспроизводить).

Рис. 1.11. Звуковая карта (а) и микрофон (б)


Джойстик. Джойстики (игровые манипуляторы) предназначены для более удобного управления ходом компьютерных игр. Обычно они представляют собой рукоятку с кнопками на подставке (рис. 1.12). Многие звуковые карты имеют специальный игровой порт, к которому подключаются джойстики.

Рис. 1.12. Джойстик



Контрольные вопросы


1. Какую функцию обеспечивают устройства ввода информации?

2. Какие основные группы клавиш можно выделить на клавиатуре и каково их назначение?

3. Какие существуют типы координатных устройств ввода и каков их принцип действия?

4. Для каких целей предназначен сканер?

5. Чем отличаются цифровые камеры от пленочных фотоаппаратов и видеокамер? Подготовьте сообщение.

Cкачать материалы урока








Наверх