Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)



Урок 31
Поиск информации в сети Интернет



§ 4.1. Информационные ресурсы Интернета



Содержание урока

4.1.6. Звук и видео в Интернете

4.1.7. Социальные сети

4.2. Поиск информации в Интернете

Лабораторная работа № 19 «Ищем информацию в Интернете»


Социальные сети


Социальные сети направлены на построение в Интернете сообществ людей со схожими интересами и/или деятельностью. Также существуют социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: Web-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. В социальных сетях каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

Обычно на сайте сети можно указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой пользователя смогут найти другие участники. Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей» и «групп». Связь осуществляется через Web-сайты, обмен сообщениями производится в реальном времени или через электронную почту.

Для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей делятся своим мнением и впечатлениями о компаниях, их товарах и услугах. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может испортить или, наоборот, поднять репутацию компании с многомиллионным оборотом.

Итак, социальные сети предоставляют много возможностей. Но они же могут являться серьезным источником опасности для неопытных пользователей. Поэтому необходимо осознавать возможность манипуляции людьми через сети. Это оборотная сторона открытости виртуального мира.

Блог (англ. blog, от web log — Интернет-журнал событий, Интернет-дневник) — Web-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения, звук или видео. Людей, ведущих блог, называют блоггерами.

Для блогов характерны недлинные записи, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой Интернета: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к записи или в своих блогах). Это делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, Web-форумами и чатами.

Персональные блоги обычно носят личный характер. Однако в среде персональных блогов, а также и в среде коллективных и корпоративных блогов существуют специализированные блоги, посвященные определенным сферам жизни:

Политика — блоги, посвященные политике. Обычно политические блоги ведут политические лидеры, представители политических партий и политологи.
Информационно-аналитические блоги — блоги, содержащие актуальные материалы и анализирующие эти материалы.
Быт — блоги, в которых затрагиваются обычно проблемы взаимоотношений между людьми, психологии, ведения домашнего хозяйства.
Путешествия — блоги, в которых авторы делятся своими впечат-лениями от поездок, дают советы, как вести себя в той или иной стране, рассказывают про традиции и обычаи других народов.
Образование — блоги, посвященные теме образования. Часто это блоги определенных учебных заведений, в которых участники обсуждают процесс обучения, проблемы образования.
Мода — блоги, в которых обсуждаются новинки в мире моды, модные показы. Здесь можно прочитать мнения профессионалов, советы стилистов и людей, неравнодушных к моде.
Музыка — блоги, в которых авторы выражают свои музыкальные предпочтения, обсуждают новинки в мире музыки. Музыкальные блоги могут быть посвящены определенному музыкальному направлению, а могут освещать различные музыкальные жанры и стили.

Живой Журнал (ЖЖ) (англ. LiveJournal, LJ) — блог-платформа для ведения онлайн-дневников (блогов), а также отдельный персональный блог, размещенный на этой платформе (по адресу в Интернете http://www.livejournal.ru). Живой Журнал предоставляет возможность публиковать свои записи и комментировать чужие, вести коллективные блоги («сообщества»), добавлять в друзья других пользователей и следить за их записями в «ленте друзей» (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Живой Журнал


В Рунете (российской части Интернета) Живой Журнал, согласно его статистике, имеет значительную посещаемость, фактически функционируя в роли популярной социальной сети. Свои Живые Журналы есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций.

Одноклассники.ru — социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников и общения с ними. Каждый пользователь видит имена всех, кто заходил посмотреть на его анкету. Кроме того, все публичные действия пользователей (сообщения в форумах, добавление друзей, загрузка фотографий) отображаются в доступной другим пользователям «Ленте активности». Сайт по адресу в Интернете http://www. odnoklassniki.ru занимает одно из лидирующих мест среди сайтов, не относящихся к поисковым системам и среди всех русскоязычных ресурсов по ежемесячному охвату аудитории российских Интернет-пользователей. По данным собственной статистики сайта, на февраль 2010 года зарегистрировано 45 миллионов пользователей, посещаемость сайта — 10 млн посетителей в сутки.

Мой Mиp@Mail.Ru — русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.Ru. На портале Мой Мир зарегистрировано свыше 40 млн пользователей, более 300 тыс. человек постоянно находятся на сайте в статусе «онлайн».

Как и в других социальных сетях, задача проекта «Мой Мир» — помощь в поиске одноклассников, знакомых, коллег, друзей и родных. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные подарки, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников, загружать песни и слушать музыку.

Регистрация в социальной сети Мой Мир очень простая, для этого всего лишь надо завести бесплатную почту от Mail.Ru.

Сеть Facebook позволяет создавать профиль с фотографиями, приглашать друзей, обмениваться сообщениями. Facebook также предоставляет возможность создавать группы по интересам.

Facebook позволяет интегрировать многочисленные функции (игры, инструменты обмена музыкой и фотографиями), что стимулирует активность пользователей.

Facebook предлагает множество функций, с помощью которых пользователи могут взаимодействовать. Среди наиболее популярных — виртуальное подмигивание, фотоальбомы и «стена», на которой друзья пользователя могут оставлять сообщения.

Пользователи могут самостоятельно менять язык интерфейса в своем профиле. Однако сайт www.facebook.com (рис. 4.8) при запуске из России автоматически загружается на русском языке.

Twitter (от англ. tweet — чирикать, щебетать, болтать) — социальная сеть, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов). Для этого можно использовать Web-интерфейс браузера, SMS с мобильного телефона, службу мгновенных сообщений. Адрес в Интернете: http://twitter.com. Отличительной особенностью сети Twitter является публичная доступность размещенных сообщений, что роднит его с блогами.

Пользователи могут объединять группу сообщений по теме или типу с использованием слова или фразы, начинающейся с символа #. Кроме того, буква «d» перед именем пользователя позволяет отправлять сообщения в частном порядке, приватно. Наконец, знак @ перед именем пользователя используется для упоминания или ответа другим пользователям. В сети Twitter есть функция «Twitter списки», что позволяет пользователям следить за списками авторов, а не за отдельными авторами.

Рис. 4.8. Справочный центр социальной сети Facebook


Контрольные вопросы


1. Какие социальные сети в Интернете вы знаете?

2. Подготовьте сообщение о потенциальных опасностях, которые могут представлять социальные сети для неопытных пользователей.

Cкачать материалы урока







Наверх