Планирование уроков на учебный год



Урок 9
Зачётное занятие по 1 разделу
"Информационная картина мира"




К зачёту









Информационная картина мира, свойства информации


Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

1. Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.

Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.

Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.

2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

- преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
- искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.

3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

5. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

6. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – полезная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

- имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
- имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Тест по теме
«Информационная картина мира»
для 8 класса


1. Термин «развитие информационных процессов» означает:

а) уменьшение конфликта между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и объемом информации, циркулирующей в социуме;
б) увеличение влияния средств массовой информации на деятельность человека;
в) увеличение информационных ресурсов страны;
г) увеличение доли информационной деятельности в общем объеме различных видов деятельности человека;
д) уменьшение объема процедур контроля над процессами общественного производства распределения материальных благ.

2. Среди негативных последствий развития современных информационных и коммуникационных технологий указывают:

а) реализацию гуманистических принципов управления обществом и государством;
б) формирование единого информационного пространства;
в) вторжение информационных технологий в частную жизнь людей, доступность личной информации для общества и государства;
г) организацию свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам человеческой цивилизации;
д) решение экологических проблем.

3. Понятие «информационная культура» определяется как:

а) совокупность способностей, знаний, умений и навыков, связанных с умением программировать на языках высокого уровня;
б) совокупность способностей, знаний, умений и навыков, связанных со знанием основных понятий и терминов информатики;
в) совокупность навыков использования прикладного программного обеспечения для решения информационных потребностей;
г) совокупность способностей, знаний, умений и навыков, связанных с пониманием закономерностей информационных процессов в природе, обществе и технике, с современными информационными и коммуникационными технологиями, со способностью и умением использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении задач своей практической деятельности;
д) совокупность способностей, знаний, умений и навыков, связанных со знаниями основных видов программного обеспечения и пользовательскими навыками.

4. Какая из последовательностей отражает истинную хронологию:

а) почта, телеграф, телефон, телевидение, радио, компьютерные сети;
б) почта, радио, телеграф, телефон, телевидение, компьютерные сети;
в) почта, телевидение, радио, телеграф, телефон, компьютерные сети;
г) почта, телефон, телеграф, телевидение, радио, компьютерные сети;
д) почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные сети.

5. Канал обратной связи в замкнутой информационной системе предназначен:

а) для осуществления объектом управления управляющих воздействий;
б) для кодирования информации, поступающей в аппаратно-программную часть;
в) для получения информации об окружающей среде;
г) для передачи в аппаратно-программную часть реакции потребителя на полученную им информацию;
д) для организации взаимодействия потребителя информации с окружающей средой.

6. В разомкнутой информационной системе:

а) отсутствуют каналы обратной связи, получаемая потребителем информация используется произвольно;
б) информация, полученная от потребителя, поступает по каналу обратной связи в аппаратно-программную часть, где происходит её обработка совместно с данными, поступившими ранее из других источников;
в) наличие в информационной системе информационного взаимодействия не только в отношении «источник информации — потребитель информации «, но и в отношении «потребитель информации – источник информации»;
г) изменение воздействий со стороны источника входной информации на потребителя информации;
д) отсутствие изменений в состоянии или поведении объекта управления при наличии управляющих воздействий со стороны объекта управления.

7. Использование информации с целью шантажа есть:

а) процесс передачи информации;
б) процесс поиска информации;
в) уголовно наказуемый процесс использования информации;
г) процесс обработки информации;
д) процесс кодирования информации.

8. Открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных структур (систем) друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной, военной, политической, идеологической сферах называют:

а) компьютерным преступлением;
б) информатизацией;
в) информационным подходом;
г) информационной войной;
д) информационной преступностью.

9. Понятие «разомкнутая информационная система» подразумевает:

а) наличие в информационной системе нескольких каналов обратной связи;
б) отсутствие в информационной системе информации о реакции потребителя на полученную им информацию;
в) наличие в информационной системе информационного взаимодействия не только в отношении “источник информации — потребитель информации ”, но и в отношении «потребитель информации – источник информации»;
г) изменение воздействий со стороны источника входной информации на потребителя информации;
д) отсутствие изменений в состоянии или поведении объекта управления при наличии управляющих воздействий со стороны объекта управления.

10. Информатика – это

а) наука об устройстве компьютера и способах его применения в различных областях человеческой деятельности;
б) область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования и использования информации с помощью компьютерных технологий;
в) дисциплина, которая призвана сформировать умение взаимодействовать с компьютером;
г) сфера человеческой деятельности, связанная с развитием компьютерной техники;
д) наука об общих свойствах и закономерностях информации.

11. Информационная технология представляет собой:

а) производство информации для её последующего анализа;
б) процесс, обеспечивающий передачу информации различными средствами;
в) процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;
г) совокупность определённых действий, направленных на создание информационного продукта;
д) процесс, состоящий из чётко регламентированных правил выполнения операций с данными, хранящимися в компьютере.

12. Замкнутая информационная система отличается от разомкнутой:

а) наличием потребителя информации;
б) отсутствием управляющих воздействий;
в) наличием одного или нескольких каналов обратной связи между потребителем информации и аппаратно-программной частью;
г) отсутствием каналов обратной связи;
д) отсутствием органов управления.



Наверх