Системная среда Windows. Организация обмена данными

Планирование уроков на учебный год


Урок 19
Системная среда Windows




14.7. Организация обмена данными


Изучив эту тему, вы узнаете:

- назначение и особенности системной среды Windows;
- что такое файл, параметры файла и действия над ним;
- что такое папка, параметры папки и действия над ней;
- какова роль программы Проводник;
- особенности графического интерфейса в среде Windows;
- роль приложений и документов в среде Windows;
- что такое буфер обмена и его назначение;
- что такое технология OLE и ее основные понятия.






Для чего нужен обмен данными


Под обменом данными понимают их передачу от одного объекта другому. В результате этого процесса объекты могут изменяться, а иногда создаются новые объекты.

Такими объектами могут быть приложения, папки, документы, а передаваемыми данными — документы л ли их фрагменты, файлы, папки. Так, в результате копирования файла или папки появляются их копии. Вследствие обмена данными между приложениями создаются составные документы, отдельные части которых были созданы в разных приложениях.

image    Составной документ — документ, в котором объединены данные, созданные в разных приложениях.

Например, в текст, созданный в приложении WordPad (рисунок 14.9), можно включить результат вычислений, полученный в программе Калькулятор, и изображение, нарисованное в графическом редакторе Paint. В результате появится составной документ, включающий данные разного типа, созданные в различных программах. Когда вы откроете текстовый документ, являющийся главным, подключатся все связанные с ним объекты, созданные в других приложениях. 

Рис. 14.9. Окна составного документа и приложений

image

Обмен данными в среде Windows осуществляется:
♦ перетаскиванием объекта мышью;
♦ через буфер обмена;
♦ по технологии OLE.

Обмен данными путем перетаскивания объектов мышью


Этим способом рекомендуется пользоваться тогда, когда обмен данными надо произвести между близко расположенными объектами, например с одной страницы на следующую или из одного окна в расположенное рядом.

Перетаскивание объекта с помощью мыши осуществляется следующим образом:
♦ выбирается перемещаемый объект путем установки на нем указателя мыши;
♦ при нажатой левой кнопке мыши выделенный объект перетаскивается до места назначения. 

Копирование объекта осуществляется аналогично перемещению при одновременно нажатой клавише "Ctrl". При этом перемещаемый объект дополнительно помечается значком «+».

Обмен данными через буфер


В Windows для обмена объектами выделяется область памяти, как бы «промежуточный карман», в который можно поместить объект, а затем извлечь его оттуда. Эта область памяти называется буфером обмена (англ. Clipboard). В буфер обмена (рисунок 14.10) можно поместить любой объект Windows.

image    Буфер обмена — область памяти, которая служит для временного хранения данных, предназначенных для обмена.

Рис. 14.10. Обмен данными через буфер

image

При обмене данными через буфер (см. рис. 14.10) следует:
1. Выделить объект, созданный в некотором приложении.
2. Поместить его в буфер командой Правка | Вырезать или Правка | Копировать.
3. Из буфера обмена объект можно вставить в любое приложение с помощью команды Правка | Вставить.

Такой способ обмена данными годится в том случае, если нет необходимости редактировать вставленный объект. На рисунке 14.11 приведен пример вставки графического объекта, созданного в приложении Paint, в текстовый документ, подготовленный в приложении WordPad.

Рис. 14.11. Пример вставки через буфер

image

Обмен данными по технологии OLE


Более гибким способом обмена данными между приложениями Windows является технология OLE — «Object Linking and Embedding», что означает «связывание и внедрение объектов». Эта технология позволяет установить связь объекта с приложением, в котором оно было создано (рисунок 14.12).

Рис. 14.12. Обмен данными по технологии OLE

image

Новые понятия технологии OLE рассмотрим на примере составного документа, созданного на основе подготовленного в приложении Word Pad текста, в который вставлен рисунок из приложения Paint.

Объект OLE — любые данные (текстовые, графические, звуковые и т. д.), которые создаются каждый в своем приложении, а затем включаются в составной документ. В нашем примере это рисунок. 

Источник, или сервер — приложение, средствами которого создается объект OLE — рисунок. В нашем примере это программа для создания графических изображений Paint.

Приемник, или клиент — приложение, которое принимает объект OLE. В нашем примере это программа для создания текстовых документов WordPad.

Технология OLE позволяет вставить объект OLE без связи его с источником (внедрение) или связать его с источником (связывание). Рассмотрим эти варианты.

Внедрение объекта OLE. Для внедрения объекта из буфера следует использовать команду Правка | Специальная вставка. Внедренный документ можно редактировать средствами источника, но внесенные изменения не отражаются на исходном файле, а только на его копии, вставленной в составной документ. В нашем примере для редактирования рисунка на нем необходимо выполнить двойной щелчок мышью. При этом будет запущена программа Paint, в которой вы можете внести изменения в рисунок. Измененный рисунок будет помещен в текст (рисунок 14.13, б), а исходный файл изображения останется в прежнем виде (рисунок 14.13, а).

Рис. 14.13. Состояние а) источника и б) приемника после редактирования внедренного документа

imageimage

Объект OLE может быть внедрен в несколько приложений-клиентов, однако в каждом из них будет находиться своя копия объекта OLE, никак не связанная с другими копиями. Изменения в одной из них не отразятся на других копиях.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

В некоторых случаях команда Правка | Вставка по умолчанию выполняет внедрение объекта.

Связывание объекта OLE с приложением-источником.

При связывании объект OLE находится в документе-источнике, а приложение-приемник содержит информацию о том, где следует искать объект. Поэтому при редактировании объекта OLE в исходном приложении эти изменения отражаются и в документе-приемнике. Предположим, что в текстовый документ, созданный в программе WordPad, по технологии связывания вставлен рисунок, выполненный в приложении Paint. При редактировании изображения в программе, в которой оно создано, то есть в приложении Paint, изменения отражаются в рисунке, вставленном в документ WordPad, а также в любом другом приложении, поддерживающем технологию OLE (рисунок 14.14).

Рис. 14.14. Технология связывания объекта с приложением-источником

image

Контрольные вопросы и задания


1. Расскажите о назначении системной среды Windows.

2. Что такое файл?

3. Как присваивается полное имя файлу?

4. Выберите допустимые имена файлов из перечисленных ниже:

IVAN.DOC
Поле чудес.ЕХЕ
LIN7.EXE
TREE*.BMP
КУКУ.ВМР
А.В.ТХТ

5. Что вы можете сказать о файлах, выбранных в задании 4, судя по их типу?

6. Перечислите известные вам параметры файлов.

7. Какую информацию несет строка:

L1.TXT 1 КБ Текстовый документ 02.03.2007 18:00

8. Какие действия можно выполнить над файлом?

9. В чем суть основного правила при выполнении действий над любыми объектами Windows?

10. Какие объекты Windows позволяют организовать порядок на дисках при хранении файлов?

11. Как даются имена папкам?

12. Выберите допустимые имена папок:

Программы
Это моя папка
EXS.*XE
Arch?
TXT
School

13. Какими параметрами характеризуется папка?

14. Какие действия можно выполнять над папками?

15. Расскажите о назначении программы Проводник.

16. Для чего предназначены дисководы в компьютере?

17. Перечислите типы дисков.

18. Как Windows организует доступ к информации на дисках?

19. Какой параметр характеризует свойства дисков?

20. Для чего предназначена Панель инструментов?

21. Что такое интерфейс? 

22. Что относится к основным элементам графического интерфейса Windows?

23. Что такое окно?

24. Перечислите основные виды окон и их назначение.

25. Перечислите элементы управления, которые могут встретиться в любом окне.

26. Каково назначение Рабочего стола Windows?

27. Перечислите обязательные объекты Рабочего стола Windows.

28. Какие объекты содержит Панель задач?

29. Перечислите параметры Рабочего стола.

30. Какую роль в среде Windows играет приложение?

31. Какую роль в среде Windows играет документ?

32. Что следует понимать под задачей в среде Windows?

33. Как вы понимаете термин « многозадачность»?

34. Что означает переключение между задачами?

35. Как расшифровывается OLE?

36. Что такое OLE-объект, источник (сервер), приемник (клиент)?

37. При каких операциях проявляются преимущества технологии OLE по сравнению с простой вставкой из буфера обмена?

38. Чем отличается внедрение от связывания



Практикум




Освоение системной среды Windows XP




Антивирусная защита информации


Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

- обнаруживать вирусы по типовым признакам;
- работать с антивирусной программой Dr.Web.

Компьютерные вирусы создаются для того, чтобы нанести ущерб информации, хранящейся на компьютерах. Их появление связано с идеей создания самовоспроизводящихся программ, возникшей еще в 50-е годы прошлого столетия.

Распространение вирусов началось в конце 80-х годов XX века. Свое название эти программы получили в силу того, что очень похожи на биологические вирусы. Компьютерные вирусы, так же как и биологические, представляют опасность для той системы, в которую они внедряются; они способны размножаться, передаваться от одного носителя к другому.

Часто вирус обнаруживает себя не сразу, а по прошествии некоторого времени.

Компьютерные вирусы очень разнообразны. Есть вирусы, которые заставляют компьютер выполнять действия, не предусмотренные запущенными на нем программами, например выводить на экран рекламные тексты, визуальные эффекты, видеоролики или делать бессмысленные расчеты, в результате чего компьютер начинает работать в замедленном темпе. Другие программы - паразиты многократно копируют себя в различные участки памяти, что приводит к уменьшению объема памяти и сбоям в работе компьютера. Есть компьютерные вирусы, которые стирают всю записанную в памяти компьютера информацию или блокируют системы программного обеспечения, управляющие работой компьютера, и он полностью выходит из строя.

Как и прочие объекты, компьютерные вирусы можно классифицировать. Например, их можно разделить по степени сложности. Простые вирусы представляют собой отрывок программного кода. Обнаружив его, вирус можно удалить. Более сложные вирусы состоят из нескольких фрагментов кода, которые, на первый взгляд, никак не связаны между собой. При определенных условиях эти фрагменты могут соединиться, и вирус начнет функционировать. С такими вирусами бороться сложнее. Еще более опасны вирусы, которые, отдав команды изменить или уничтожить информацию на компьютере, полностью стирают себя из памяти, из-за чего впоследствии невозможно установить причину сбоев. Существуют и другие способы классификации, например по среде обитания, по особенностям алгоритма и т. д.

Воздействие вирусов на программное обеспечение происходит в два этапа: заражение и проявление. На этапе заражения вирус включает в другие программы свои копии, которые также способны размножаться. На этапе проявления вирус выполняет те или иные несанкционированные действия.

Важно своевременно обнаруживать вирус. К числу признаков, указывающих на^ поражение программ вирусом, относятся:

♦ неправильная работа программ;
♦ замедленная работа компьютера;
♦ невозможность загрузки операционной системы;
♦ исчезновение файлов;
♦ изменение даты, времени создания или размера файла;
♦ существенное уменьшение объема свободной памяти;
♦ вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений;
♦ подача непредусмотренных звуковых сигналов;
♦ частые «зависания» компьютера.

Для защиты от компьютерных вирусов, их обнаружения и удаления разработаны антивирусные программы. Желательно обнаружить вирус до того, как он активизируется и начнет действовать. Однако так можно выявить только уже известные на данный момент вирусы. Многие популярные антивирусные программы предназначены для выявления известных вирусов, однако поскольку постоянно появляются новые вирусы, такие антивирусные программы быстро устаревают и их необходимо регулярно обновлять.

Наиболее известными на сегодня являются антивирусные пакеты Symantec Norton Antivirus, Антивирус Касперского, Dr. Web, McAfee VirusScan, Panda Titanium Antivirus, которые находят зараженные вирусами файлы и могут удалить из файла тело программы вируса.

Дополнительный материал по теме "Антивирусная защита информации"

Чтобы уберечь свой компьютер от проникновения вирусов и защитить хранящуюся на нем информацию от их вредоносного воздействия, необходимо соблюдать следующие простые правила:

• Регулярно проверяйте компьютер на предмет наличия на нем зараженных вирусами файлов с помощью антивирусной программы.
• Перед копированием файлов с дискет и других съемных носителей всегда проверяйте их на наличие вирусов.
• Всегда защищайте свои дискеты от записи при работе на других компьютерах.
• Регулярно делайте архивные копии наиболее важной для вас информации.
• Не оставляйте без необходимости дискету в дисководе.
• Не используйте программы, поведение которых вам непонятно.
• Регулярно обновляйте антивирусную программу, которую вы используете.

Задание 1.52


Протестируйте на наличие вирусов папку на диске С: и дискету с помощью антивирусной программы Dr.Web.

Технология работы

1. Запустите программу Dr.Web, выбрав в меню Пуск команду Все программы ► Dr.Web ► Сканер Dr.Web (рис. 1.24).

2. Дождитесь завершения тестирования оперативной памяти компьютера, которая выполняется автоматически после запуска программы Dr.Web.

3. Выберите на диске С: папку, которую надо проверить, например папку Children. Для этого откройте список папок на диске С: и щелчком мыши выделите папку Children (см. рис. 1.24).

4. Настройте режим работы антивирусной программы:
• выберите команду меню Настройки ► Изменить настройки или щелкните на кнопке Настройки на панели инструментов — появится диалоговое окно Настройки Dr.Web (рис. 1.25);

image
• выберите вкладку Действия и установите параметр Вылечить для инфицированных файлов;
• щелкните на кнопке ОК.

image    Вкладка Действия позволяет выбрать вариант действий программы для инфицированных объектов:


Информировать — сообщить пользователю о зараженных или подозрительных объектах;
Вылечить — удалить вирусы из зараженных объектов;
Удалить — удалить зараженные или подозрительные файлы;
Переименовать — переименовать зараженные или подозрительные файлы;
Переместить — переместить зараженные или подозрительные файлы в указанную папку.

image

5. Щелкните на кнопке Пуск в окне программы Dr.Web.

6. Протестируйте диск А: (дисковод):
• выберите диск А: щелчком левой копки мыши на значке диска А:;
• щелкните на кнопке Пуск.

7. Проанализируйте результаты тестирования:
• выберите команду меню Вид ► Статистика или щелкните на кнопке Статистика на панели инструментов (рис. 1.24);
• в окне Статистика (рис. 1.26) просмотрите результаты тестирования для всех дисков.

8. Установите вид отображения информации Дерево дисков. Для этого выберите команду меню Вид ► Дерево дисков или щелкните на кнопке Дерево дисков на панели инструментов.

Задания для самостоятельной работы


Задание 1.53.


Проверьте на наличие вируса весь жесткий диск.

Задание 1.54.


Проверьте на наличие вируса все свои дискеты.

Создание архивных файлов


Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

- упаковывать файлы в архив с помощью программы WinRAR;
- распаковывать файлы из архива.

Работая на компьютере, вы можете столкнуться с такой проблемой, как недостаток свободного места на дисках, а при копировании файлов на дискету может оказаться, что размер файла больше ее емкости. В этом случае прибегают к архивации файла, при которой происходит уменьшение размера файла за счет сжатия хранящейся в нем информации.

Уменьшить объем файла можно, исключив избыточность представления информации в файле. Например, обычный текст содержит повторяющиеся слова и фразы. Можно исключить повторения, заменив все дублирующиеся фрагменты ссылкой на первый подобный фрагмент. Сжимать можно как один файл, так и несколько файлов, которые в сжатом виде помещаются в архивный файл.

image    Архивный файл — файл, содержащий в сжатом виде один или несколько файлов и служебную информацию.

В результате сжатия информация будет представлена в новом виде. Степень сжатия будет зависеть от метода сжатия и от типа данных в файле. Эффективнее всего сжимаются текстовые и графические файлы. Архивный файл удобен при хранении, копировании и перемещении файлов. Однако в сжатом виде информация представлена так, что без предварительной обработки текст невозможно прочитать, рисунок невозможно посмотреть и т. д., поэтому для работы с информацией требуется ее обратное преобразование — разархивация.

image    Архивация (упаковка в архив) — размещение исходных файлов в архивный файл.

image    Разархивация (распаковка из архива) — восстановление файлов из архивного файла в том виде, какой они имели до помещения в архив.

Программы, осуществляющие упаковку и распаковку файлов, называются программами-архиваторами. Программы-архиваторы отличаются друг от друга методами сжатия, возможными функциями и интерфейсом. Из числа наиболее популярных можно выделить WinRAR, WinZIP, ARJ.

Задание 1.55.


Используя программу-архиватор WinRAR, упакуйте в архив файлы различных типов. Проанализируйте результаты архивации. Удалите исходные файлы. Восстановите файлы из архивных.

При выполнении задания вы должны освоить следующие технологические приемы:
• помещение файлов в архив;
• восстановление файлов из архива;
• помещение нескольких файлов в архив.

Технология работы

1. Создайте на диске С: папку Архивы и скопируйте в нее несколько файлов различных типов, например BMP, DOC, EXE.

2. Запустите программу - архиватор WinRAR, выбрав в меню Пуск команду Все программы ► WinRAR ► WinRAR.

3. Откройте в окне программы WinRAR папку Архивы (рис. 1.27).

4. Запакуйте в архив графический файл формата BMP:
• щелчком мыши выделите файл формата BMP в окне программы WinRAR;
• щелкните на кнопке Добавить (Добавить файлы в архив) на панели инструментов — откроется окно, в котором можно уточнить настройки архивации (рис. 1.28);
• по умолчанию файлу архива назначается имя исходного файла; при необходимости укажите другое имя для архива в поле Имя архива (рис. 1.28);

image
• выберите формат архивного файла — RAR или ZIP; остальные параметры можно оставить без изменений;
• щелкните на кнопке ОК.

5. Сравните размеры исходного файла и архива; во сколько раз архив меньше исходного файла?

6. Заархивируйте текстовый файл (DOC), повторив действия, указанные в п. 4. Сравните размеры исходного файла и архива.

7. Заархивируйте исполняемый файл (ЕХЕ) и сравните размеры исходного файла и архива.

8. Удалите исходные файлы:
• выделите исходные файлы, щелкая на них мышью при нажатой кнопке Ctrl;
• щелкните на кнопке Удалить на панели инструментов.

9. Распакуйте из архива графический файл:
• выделите архивный файл, содержащий файл формата BMP;
• щелкните на кнопке Извлечь в (Извлечь файлы из архива в указанную папку) на панели инструментов;
• в открывшемся диалоговом окне в поле Путь для извлечения укажите папку Архивы в качестве папки, в которую следует поместить распакованный файл (рис. 1.29);
• нажмите кнопку ОК.

10. Распакуйте из архива текстовый файл, повторив действия, указанные в п. 9.

11. Распакуйте из архива исполняемый файл.

12. Поместите в архив несколько файлов:
• в выделите несколько файлов, по очереди щелкая на них мышью при нажатой кнопке Ctrl;
• щелкните на кнопке Добавить на панели инструментов;
• в открывшемся окне в поле Имя архива укажите имя, например Группа файлов;
• выберите формат архивного файла, например ZIP;
• щелкните на кнопке ОК.

Задания для самостоятельной работы


Задание 1.56.


Посмотрите информацию о размере исходных файлов и архивных файлов. Файлы какого типа сжимаются более эффективно, менее эффективно?

Задание 1.57.


Объясните назначение кнопок на панели инструментов программы-архиватора WinRAR.

Задание 1.58.


Объясните, для чего нужна архивация файлов.

Задание 1.59.


Научитесь самостоятельно упаковывать и распаковывать файлы с помощью программы-архиватора WinZIP.





Наверх