1.1.3. Человек: информация и информационные процессы
1.1.4. Информация и информационные процессы в технике
Лабораторная работа № 1 «Знакомимся с видами и свойствами информации»
Шаг 1. Знакомство с понятием информации
1. Какие три больших скачка можно выделить в развитии средств и способов обработки информации?
1) _________________________
2) _________________________
3) _________________________
2. С какими ключевыми понятиями современной науки стоит в одном ряду понятие «информация»?
3. _________________________
4. _________________________
5. Информация
3. Верно ли, что истрепанная книжка, если в ней нет вырванных страниц, несет для вас ровно столько же информации, сколько такая же новая? Почему?
______________________________
______________________________
______________________________
4. Почему мощность передаваемого сигнала не может служить оценкой количества информации, переносимой сигналом?
______________________________
______________________________
______________________________
5. Зависит ли количество информации в сообщении от того, насколько ново это сообщение для получателя? Почему?
______________________________
______________________________
______________________________
6. Зависит ли количество полученной человеком информации от длины сообщения? Почему?
______________________________
______________________________
7. Зависит ли количество полученной компьютером информации от длины сообщения? Почему?
______________________________
______________________________
______________________________
Шаг 2. Знакомство с открытыми и замкнутыми системами
1. Объясните понятие «открытая система».
______________________________
______________________________
______________________________
Приведите примеры открытых систем.
___________________________
___________________________
___________________________
2. Что такое замкнутая система?
___________________________
___________________________
___________________________
Приведите примеры замкнутых систем.
___________________________
___________________________
___________________________
Определите вид системы (замкнутая или открытая).
Паровой двигатель: ____________________
Двигатель внутреннего сгорания: _______
Микроб: ________________________________
Растение: ______________________________
Вселенная: _____________________________
Человек: _______________________________
Вода в природе: ________________________
Шаг 3. Знакомство с видами информации и классификацией информации
1. Вставьте в таблицу названия видов информации, соответствующих чувствам человека.
Чувство | Вид информации |
Зрение | |
Слух | |
Обоняние | |
Вкус | |
Осязание |
2. Распределите следующие виды информации по разным основаниям классификации: музыкальная, общественно-политическая, визуальная, управленческая, эстетическая, аудиальная, графическая, обыденная, тактильная, научная, обонятельная, производственная, вкусовая, текстовая, числовая, комбинированная, техническая.
По способам восприятия | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
По форме представления | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
По общественному значению | |||
Массовая | Специальная | Личная | |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 |
3. Для чего человеку необходима информация? (Запишите свои мысли на этот счет.)
______________________________
______________________________
______________________________
Шаг 4. Знакомство со свойствами информации
1. Как вы думаете, к какому свойству информации наиболее близко понятие «релевантность»: точность, полезность, достоверность, ценность, доступность, полнота, актуальность, объективность?
______________________________
2. По каким причинам информация может быть недостоверной?
______________________________
______________________________
______________________________
3. Что означают следующие понятия?
а) Репрезентативность информации:
______________________________
______________________________
______________________________
б) Эргономичность информации:
______________________________
______________________________
______________________________
Шаг 5. Знакомство с типами знания
1. Приведите примеры знаний об определенных
явлениях: ___________________
_________________________
_________________________
событиях: _______________________
__________________________
__________________________
__________________________
свойствах объектов: ______________
__________________________
__________________________
зависимостях: ____________________
_______________________________
________________________________
2. Что означает понятие «декларативные знания»?
______________________________
______________________________
______________________________
3. К какому типу знаний (декларативные, процедурные) можно отнести выражения следующих типов?
«Я знаю, как…»: ____________________
«Я знаю, что…»: ____________________
Для дополнительного выполнения:
Шаг 6. Знакомство с понятием «робот»
1. Кто придумал слово «робот»? В каком произведении оно встречается впервые и что означает?
Автор: ______________________________
Произведение: ______________________
Значение слова: _____________________
____________________________
2. Какие три закона робототехники придумал американский фантаст Айзек Азимов в произведении «Я робот»?
1-й закон робототехники: ____________
____________________________
2-й закон робототехники: ____________
____________________________
3-й закон робототехники: ____________
____________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Оценка учителя: ________