Информационные процессы в различных системах | Лабораторная работа № 1

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)


Урок 2
Информационные процессы в различных системах


§ 1.1. Информация в природе, обществе и технике



Содержание урока

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике

Лабораторная работа № 1 «Знакомимся с видами и свойствами информации»


Лабораторная работа № 1
«Знакомимся с видами и свойствами информации»


Шаг 1. Знакомство с понятием информации

1. Какие три больших скачка можно выделить в развитии средств и способов обработки информации?

1) _____________________________________

2) _____________________________________

3) _____________________________________

2. С какими ключевыми понятиями современной науки стоит в одном ряду понятие «информация»?

3. _____________________________________

4. ____________________________________

5. Информация

3. Верно ли, что истрепанная книжка, если в ней нет вырванных страниц, несет для вас ровно столько же информации, сколько такая же новая? Почему?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Почему мощность передаваемого сигнала не может служить оценкой количества информации, переносимой сигналом?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Зависит ли количество информации в сообщении от того, насколько ново это сообщение для получателя? Почему?

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

6. Зависит ли количество полученной человеком информации от длины сообщения? Почему?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

7. Зависит ли количество полученной компьютером информации от длины сообщения? Почему?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Шаг 2. Знакомство с открытыми и замкнутыми системами

1. Объясните понятие «открытая система».

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Приведите примеры открытых систем.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

2. Что такое замкнутая система?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Приведите примеры замкнутых систем.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Определите вид системы (замкнутая или открытая).

Паровой двигатель: __________________________________

Двигатель внутреннего сгорания: ______________________

Микроб:_____________________________________________

Растение:____________________________________________

Вселенная:____________________________________________

Человек:______________________________________________

Вода в природе:________________________________________

Шаг 3. Знакомство с видами информации и классификацией информации

1. Вставьте в таблицу названия видов информации, соответствующих чувствам человека.

 Чувство  Вид информации
 Зрение  
 Слух  
 Обоняние  
 Вкус  
 Осязание  

2. Распределите следующие виды информации по разным основаниям классификации: музыкальная, общественно-политическая, визуальная, управленческая, эстетическая, аудиальная, графическая, обыденная, тактильная, научная, обонятельная, производственная, вкусовая, текстовая, числовая, комбинированная, техническая.

 По способам восприятия
 1  
 2  
 3  
 4  
 5  

 По форме представления
 1  
 2  
 3  
 4  
 5  

 По общественному значению
   Массовая  Специальная  Личная
1      
2      
3      
4      
5      

3. Для чего человеку необходима информация? (Запишите свои мысли на этот счет.)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Шаг 4. Знакомство со свойствами информации

1. Как вы думаете, к какому свойству информации наиболее близко понятие «релевантность»: точность, полезность, достоверность, ценность, доступность, полнота, актуальность, объективность?

_________________________________________________________________

2. По каким причинам информация может быть недостоверной?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Что означают следующие понятия?

а) Репрезентативность информации:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

б) Эргономичность информации:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Шаг 5. Знакомство с типами знания

1. Приведите примеры знаний об определенных

явлениях: ______________________________________________

______________________________________________

_______________________________________________

событиях: ______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

свойствах объектов: ______________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

зависимостях: ___________________________________________

___________________________________________

____________________________________________

2. Что означает понятие «декларативные знания»?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. К какому типу знаний (декларативные, процедурные) можно отнести выражения следующих типов?

«Я знаю, как…»: _______________________________

«Я знаю, что…»: _______________________________

Для дополнительного выполнения:

Шаг 6. Знакомство с понятием «робот»

1. Кто придумал слово «робот»? В каком произведении оно встречается впервые и что означает?

Автор: _________________________________________________

Произведение:_________________________________________________

Значение слова:_________________________________________________

________________________________________________________

2. Какие три закона робототехники придумал американский фантаст Айзек Азимов в произведении «Я робот»?

1-й закон робототехники: _______________________________________

_____________________________________________________________

2-й закон робототехники: _______________________________________

_____________________________________________________________

3-й закон робототехники: _______________________________________

_____________________________________________________________

Выводы


Оцените значение информации в жизни человека.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Оценка учителя: ________

Cкачать материалы урока






Наверх