Информационные процессы в различных системах | Лабораторная работа № 1

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)


Урок 2
Информационные процессы в различных системах



§ 1.1. Информация в природе, обществе и технике



Содержание урока

1.1.3. Человек: информация и информационные процессы

1.1.4. Информация и информационные процессы в технике

Лабораторная работа № 1 «Знакомимся с видами и свойствами информации»


Лабораторная работа № 1
«Знакомимся с видами и свойствами информации»


Шаг 1. Знакомство с понятием информации

1. Какие три больших скачка можно выделить в развитии средств и способов обработки информации?

1) _________________________

2) _________________________

3) _________________________

2. С какими ключевыми понятиями современной науки стоит в одном ряду понятие «информация»?

3. _________________________

4. _________________________

5. Информация

3. Верно ли, что истрепанная книжка, если в ней нет вырванных страниц, несет для вас ровно столько же информации, сколько такая же новая? Почему?

______________________________

______________________________

______________________________

4. Почему мощность передаваемого сигнала не может служить оценкой количества информации, переносимой сигналом?

______________________________

______________________________

______________________________

5. Зависит ли количество информации в сообщении от того, насколько ново это сообщение для получателя? Почему?

______________________________

______________________________

______________________________

6. Зависит ли количество полученной человеком информации от длины сообщения? Почему?

______________________________

______________________________

7. Зависит ли количество полученной компьютером информации от длины сообщения? Почему?

______________________________

______________________________

______________________________

Шаг 2. Знакомство с открытыми и замкнутыми системами

1. Объясните понятие «открытая система».

______________________________

______________________________

______________________________

Приведите примеры открытых систем.

___________________________

___________________________

___________________________

2. Что такое замкнутая система?

___________________________

___________________________

___________________________

Приведите примеры замкнутых систем.

___________________________

___________________________

___________________________

Определите вид системы (замкнутая или открытая).

Паровой двигатель: ____________________

Двигатель внутреннего сгорания: _______

Микроб: ________________________________

Растение: ______________________________

Вселенная: _____________________________

Человек: _______________________________

Вода в природе: ________________________

Шаг 3. Знакомство с видами информации и классификацией информации

1. Вставьте в таблицу названия видов информации, соответствующих чувствам человека.

Чувство Вид информации
Зрение
Слух
Обоняние
Вкус
Осязание

2. Распределите следующие виды информации по разным основаниям классификации: музыкальная, общественно-политическая, визуальная, управленческая, эстетическая, аудиальная, графическая, обыденная, тактильная, научная, обонятельная, производственная, вкусовая, текстовая, числовая, комбинированная, техническая.

По способам восприятия
1
2
3
4
5

По форме представления
1
2
3
4
5

По общественному значению
Массовая Специальная Личная
1
2
3
4
5

3. Для чего человеку необходима информация? (Запишите свои мысли на этот счет.)

______________________________

______________________________

______________________________

Шаг 4. Знакомство со свойствами информации

1. Как вы думаете, к какому свойству информации наиболее близко понятие «релевантность»: точность, полезность, достоверность, ценность, доступность, полнота, актуальность, объективность?

______________________________

2. По каким причинам информация может быть недостоверной?

______________________________

______________________________

______________________________

3. Что означают следующие понятия?

а) Репрезентативность информации:

______________________________

______________________________

______________________________

б) Эргономичность информации:

______________________________

______________________________

______________________________

Шаг 5. Знакомство с типами знания

1. Приведите примеры знаний об определенных

явлениях: ___________________

_________________________

_________________________

событиях: _______________________

__________________________

__________________________

__________________________

свойствах объектов: ______________

__________________________

__________________________

зависимостях: ____________________

_______________________________

________________________________

2. Что означает понятие «декларативные знания»?

______________________________

______________________________

______________________________

3. К какому типу знаний (декларативные, процедурные) можно отнести выражения следующих типов?

«Я знаю, как…»: ____________________

«Я знаю, что…»: ____________________

Для дополнительного выполнения:

Шаг 6. Знакомство с понятием «робот»

1. Кто придумал слово «робот»? В каком произведении оно встречается впервые и что означает?

Автор: ______________________________

Произведение: ______________________

Значение слова: _____________________

____________________________

2. Какие три закона робототехники придумал американский фантаст Айзек Азимов в произведении «Я робот»?

1-й закон робототехники: ____________

____________________________

2-й закон робототехники: ____________

____________________________

3-й закон робототехники: ____________

____________________________

Выводы


Оцените значение информации в жизни человека.

__________________________

__________________________

__________________________

Оценка учителя: ________

Cкачать материалы урока







Наверх