Лабораторная работа №2 «Учимся кодировать и декодировать информацию»
Шаг 1. Знакомство с кодированием информации
1. Что такое кодирование?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Где используется язык жестов?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. Что такое равномерный и неравномерный коды? Приведите примеры.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Какие достоинства имеет неравномерный код?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Пять букв латинского алфавита закодированы кодами различной длины:
Какое сообщение в этой кодировке не содержит ошибок и может быть корректно декодировано?
6. Согласны ли вы со следующим утверждением?
Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.
__________________
7. Как называется наука, занимающаяся методами шифрования?
___________________________________
Для дополнительного выполнения:
8. Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее. Декодируйте сообщение:
ФТМЬЩБМ – ИБВЬМ
ФГЙЕЁМ – ЁБРПНОЙМ
ТЕЖМБМ – РПОАМ
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Шаг 2. Знакомство с кодировочными таблицами
1. Дана кодировочная таблица:
Расшифруйте фразу:
_____________________________________________________________
2. С помощью кодировочной таблицы из задания 1 зашифруйте фразу:
Я РАБОТАЮ С ИНФОРМАЦИЕЙ
______________________________________________________
Для дополнительного выполнения:
3. Дана кодировочная таблица (первая цифра кода – номер строки, вторая – номер столбца):
Используя эту таблицу, расшифруйте текст:
___________________________________________________________
4. Дана таблица азбуки Морзе:
___________________________________________________________
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами):
___________________________________________________________
5. Сколько символов в азбуке Морзе?
_________________________________
6. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 115518611. Как зовут мальчика?
_________________________________
Для дополнительного выполнения:
Шаг 3. Знакомство с шифром Цезаря
1. Используя шифр Цезаря, зашифруйте слова:
МАТЕРИЯ – _____________________________________
ЭНЕРГИЯ – _______________________________________
ИНФОРМАЦИЯ – ________________________________
2. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря.
________________________________
Шаг 4. Знакомство с шифром Виженера
1. Используя в шифре Виженера в качестве ключевого слова БАЗАР, зашифруйте слова:
АЛГОРИТМ – ________________________________
ЧЕЛОВЕК – ________________________________
ИНФОРМАЦИЯ – _____________________________
2. Расшифруйте слова:
ИАНТФТОАРТМТААТТИАКТАА - ________________________
ПТРТИАНТТТЕАРТ - ____________________________________
По какому принципу они зашифрованы?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Различаются ли понятия «кодирование» и «шифрование», если да, то чем?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Оценка учителя: ________