Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)



Урок 4
Знаковые системы






§ 1.2. Кодирование информации с помощью знаковых систем



Содержание урока

1.2.2. Знаковые системы

Лабораторная работа №2 «Учимся кодировать и декодировать информацию»


Лабораторная работа №2
«Учимся кодировать и декодировать информацию»


Шаг 1. Знакомство с кодированием информации

1. Что такое кодирование?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2. Где используется язык жестов?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Что такое равномерный и неравномерный коды? Приведите примеры.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Какие достоинства имеет неравномерный код?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Пять букв латинского алфавита закодированы кодами различной длины:

Какое сообщение в этой кодировке не содержит ошибок и может быть корректно декодировано?

6. Согласны ли вы со следующим утверждением?

Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

__________________

7. Как называется наука, занимающаяся методами шифрования?

___________________________________

Для дополнительного выполнения:

8. Известно, что кто-то расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после нее. Декодируйте сообщение:

ФТМЬЩБМ – ИБВЬМ

ФГЙЕЁМ – ЁБРПНОЙМ

ТЕЖМБМ – РПОАМ

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Шаг 2. Знакомство с кодировочными таблицами

1. Дана кодировочная таблица:

Расшифруйте фразу:

_____________________________________________________________

2. С помощью кодировочной таблицы из задания 1 зашифруйте фразу:

Я РАБОТАЮ С ИНФОРМАЦИЕЙ

______________________________________________________

Для дополнительного выполнения:

3. Дана кодировочная таблица (первая цифра кода – номер строки, вторая – номер столбца):

Используя эту таблицу, расшифруйте текст:

___________________________________________________________

4. Дана таблица азбуки Морзе:

___________________________________________________________

Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами):

___________________________________________________________

5. Сколько символов в азбуке Морзе?

_________________________________

6. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 115518611. Как зовут мальчика?

_________________________________

Для дополнительного выполнения:

Шаг 3. Знакомство с шифром Цезаря

1. Используя шифр Цезаря, зашифруйте слова:

МАТЕРИЯ – _____________________________________

ЭНЕРГИЯ – _______________________________________

ИНФОРМАЦИЯ – ________________________________

2. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря.

________________________________

Шаг 4. Знакомство с шифром Виженера

1. Используя в шифре Виженера в качестве ключевого слова БАЗАР, зашифруйте слова:

АЛГОРИТМ – ________________________________

ЧЕЛОВЕК – ________________________________

ИНФОРМАЦИЯ – _____________________________

2. Расшифруйте слова:

ИАНТФТОАРТМТААТТИАКТАА - ________________________

ПТРТИАНТТТЕАРТ - ____________________________________

По какому принципу они зашифрованы?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Выводы


Различаются ли понятия «кодирование» и «шифрование», если да, то чем?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Оценка учителя: ________

Cкачать материалы урока





Наверх