Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)



Урок 25
Базы данных в электронных таблицах



§ 5.1. Базы данных в электронных таблицах



Содержание урока

5.1. Базы данных в электронных таблицах

Практическая работа 5.1

Лабораторная работа № 16 «Сортируем данные в базах данных». Часть 1

Лабораторная работа № 16 «Сортируем данные в базах данных». Часть 2

Лабораторная работа № 16 «Сортируем данные в базах данных». Часть 3

Лабораторная работа № 16 «Сортируем данные в базах данных». Часть 4

Лабораторная работа № 16 «Сортируем данные в базах данных». Часть 5

Лабораторная работа № 16 «Сортируем данные в базах данных». Часть 6


5.1. Базы данных в электронных таблицах


Базы данных. Для упорядоченного хранения и обработки связанных между собой данных используются базы данных.

База данных представляет собой определенным образом организованную совокупность данных некоторой предметной области, предназначенную для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

Табличная форма представления баз данных. Базы данных удобно представлять в виде таблицы. В строке таблицы размещаются значения свойств одного объекта, а столбец таблицы хранит значения определенного свойства всех объектов. Например, в базе данных «Записная книжка» в каждой строке таблицы содержится информация об определенном человеке, а значения его «свойств» Фамилия, Телефон, E-mail хранятся в различных столбцах (табл. 5.1).

Таблица 5.1. База данных «Записная книжка» в табличной форме


Столбцы табличной базы данных называют полями. Каждое поле имеет имя и может хранить данные определенного типа (текст, число, дата/время и т. д.). В базе данных «Записная книжка» полями являются № (число), Фамилия, Телефон и E-mail (текст).

Строки таблицы являются записями об объектах. Строка хранит набор значений, содержащихся в полях базы данных. Записи можно нумеровать с использованием счетчика (поле №) — это позволяет однозначно идентифицировать каждую запись в таблице.

Так, в базе данных «Записная книжка» содержится три записи, в каждой из которых хранятся значения четырех свойств.

Достоинством табличного представления базы данных является возможность видеть одновременно несколько записей. Однако если база данных содержит много полей, а значения полей содержат много символов, то не очень удобно осуществлять ввод, просмотр и редактирование записей.

Представление записей базы данных с помощью формы. Для поочередного ввода, просмотра и редактирования записей базы данных часто используется форма. Форма позволяет последовательно отображать записи в удобном для пользователя виде.

Обычно на форме размещаются надписи, являющиеся именами полей базы данных, и поля, в которых отображаются данные выбранной записи базы данных (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Первая запись базы данных «Записная книжка», отображенная на форме


В процессе создания формы можно указать, какие поля базы данных включить в форму и как расположить поля в окне формы. Пользователь может подобрать подходящий дизайн формы (размер и цвет) надписей, текстовых полей и самой формы.

Системы управления базами данных (СУБД). Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных выполняются специальными программами — системами управления базами данных (СУБД). Таким образом, необходимо различать собственно базы данных, которые являются упорядоченными наборами данных, и системы управления базами данных — приложения, управляющие хранением и обработкой данных.

Система управления базами данных (СУБД) — это приложение, обеспечивающее управление созданием и использованием базы данных.

С помощью СУБД можно создавать и редактировать базы данных, выполнять запросы пользователей (поиск и сортировка данных). Примеры СУБД: Microsoft Access, SQL Server, MySQL, OpenOffice.org Base.

Функцию простой СУБД могут выполнять электронные таблицы. Столбцы таблицы являются полями базы данных, а в строках таблицы размещаются записи базы данных. Первая строка таблицы должна содержать имена полей базы данных.

Создание базы данных с использованием СУБД начинается с создания полей базы данных, установки их типов и ввода имен. Затем в режиме таблица или форма производится ввод, просмотр и редактирование записей базы данных. После этого в созданной базе данных можно осуществлять сортировку и поиск данных.

В электронных таблицах ввод, просмотр и редактирование записей можно осуществлять как в режиме таблица, так и в режиме форма. В электронных таблицах Microsoft Excel для вызова формы необходимо выделить ячейки с данными и ввести команду Форма..., находящуюся на панели быстрого доступа. Появится форма, содержащая запись базы данных (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Форма, содержащая первую запись базы данных «Записная книжка»


Для того чтобы на панели инструментов появился значок Форма, необходимо настроить панель быстрого доступа с помощью контекстного меню: в списке Все команды выбрать команду Форма.

Контрольные вопросы


1. В чем состоят преимущества и недостатки табличного представления баз данных?

2. В чем состоят преимущества и недостатки представления баз данных с использованием формы?

3. В чем заключается разница между записью и полем в базе данных?

4. Поля каких типов могут присутствовать в базе данных?

5. Сравните телефонные книги для различных мобильных телефонов.

Cкачать материалы урока




Наверх