Планирование уроков на учебный год



Урок 8
Моделирование в среде текстового процессоре





Структурные модели


Структурой называют взаимное расположение составных частей чего-либо. Структура данных — это совокупность элементов информации, находящихся в определенной, заранее заданной взаимосвязи, а также способ описания такой взаимосвязи. Или, иначе говоря, структура — это совокупность упорядоченных данных.

Можно выделить несколько видов наиболее простых информационных структур: таблицы, схемы, блок-схемы. В этой практической работе вы познакомитесь с другими видами структур.

ЗАДАЧА 2.7. Протокол классного собрания


Очень часто в жизни вы встречаетесь с различного рода документами. Это справки, заявления, ученический билет и многое другое. Любой документ является носителем информации и должен быть оформлен юридически правильно. Каждый вид документа имеет строго определенную структуру, определяемую законодательством. В настоящее время все чаще для составления документов используется прикладная среда текстового редактора.

Протокол — документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях. При оформлении протокола должна быть отражена обязательная информация — дата составления, количество присутствующих, повестка дня, ход обсуждения, решение собрания. Протокол может стать основой для контроля за выполнением решений.

По образцу, приведенному на с. 40, составьте протокол проведения собрания, посвященного подготовке новогоднего вечера. Отразите в модели, какие вопросы рассматривались, что решили, а также перечень предполагаемых мероприятий в виде таблицы.

ЗАДАЧА 2.8. Классификация


Вы знакомы с понятиями класса, классификации, основания классификации. Классификация используется для того, чтобы распределять объекты на группы по сходным признакам, и наиболее часто представляется в виде схемы.

image

Внешне схема классификации (рисунок 2.1) напоминает перевернутое дерево, за что и получила название иерархической (древовидной). В иерархической схеме каждый объект имеет только одного предка (входит в один класс верхнего уровня) и может иметь несколько потомков (классов нижнего уровня). Самый верхний уровень (корень дерева) не имеет предка и задает основные признаки, позволяющие отличить объекты этого класса от других. Каждый следующий нижестоящий уровень выделяется из вышестоящей группы объектов на основании совпадения одного или нескольких признаков. На нижнем уровне располагаются конкретные экземпляры выделенных подклассов.

С подобными схемами вы, возможно, уже встречались при изучении биологии, истории и других предметов.

Составьте схему классификации следующих объектов:

♦ посуда;
♦ одежда;
♦ школьные принадлежности.

image

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ

Для составления схем используют инструментарий графического редактора или инструментарий встроенной векторной графики.

ЗАДАЧА 2.9. Разбор предложения


На уроках русского языка вам приходилось делать синтаксический разбор предложения. Такой разбор помогает правильно определить падежные окончания в словах, а также связь слов в предложении. Поскольку предложение является системой, состоящей из слов, можно составить схему, которая показывает главные и второстепенные члены, а также связи слов. Рассмотрите схему связи слов в предложении: «Ухоженные дети являются признаком цивилизованного и благополучного общества». Стрелками показано направление от главного слова в каждой паре к подчиненному.

image

Данную схему можно использовать на уроках русского языка в качестве обучающей модели. Попробуйте составить аналогичные схемы для других предложений.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


2.10.

Составить и оформить в текстовом редакторе протокол собрания о проведении в школе спортивных соревнований.

2.11.

Составить схему связи слов в следующем изречении Козьмы Пруткова: «Пустая бочка Диогена имеет также свой вес в истории человеческой».

Алгоритмические модели


Часто требуется из множества разрозненных фактов сделать выводы и принять решение. Для этого сначала выделяются самые бесспорные и очевидные связи между исходными фактами. Затем выдвигается и проверяется рабочая гипотеза относительно других связей. Фиксировать логический ход рассуждений удобно при помощи таблицы.

ЗАДАЧА 2.12. Кто есть кто?


I этап. Постановка задачи

ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

В школе учатся четыре талантливых мальчика: Иванов, Петров, Сидоров и Андреев. Один из них — будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий — солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее:

1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец.

2. Петров и музыкант вместе позировали художнику.

3. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет познакомиться с Ивановым.

4. Иванов не знаком с Сидоровым, так как они учатся в разных классах и в разные смены.

Кто чем увлекается?

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Составить таблицу, в которой указать, кто и чем увлекается. Обосновать логику построения таблицы.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

В задаче рассматриваются четыре человека, характеризующиеся своими увлечениями. Результатом решения будет информационная модель, представленная таблицей, в которой указаны их увлечения.

II этап. Разработка модели

Составим таблицу, в которой будут столбцы с названиями «Танцор», «Художник», «Солист», «Музыкант» и строки с фамилиями. Заполним остальные клетки таблицы знаками « + »/«-» и логически обоснуем ход решения.

1. Из первого пункта следует, что ни Иванов, ни Сидоров не могут быть певцами. В таблице занесем в соответствующие клетки знак «-».

2. Петров — не художник и не музыкант (из пункта 2).

3. Андреев и Иванов — не музыканты (из пункта 3). После этих рассуждений таблица выглядит так:

image

4. По условию задачи каждый подросток обладает только одним талантом. Следовательно, в каждой строчке и каждом столбце может быть только один « + ».

5. В графе «Музыкант» оказалось три минуса, тогда музыкантом должен быть Сидоров, так как согласно условию музыкант среди них есть. Поставим в этой клетке « + ».

6. Так как Сидоров — музыкант, он не может быть ни солистом, ни танцором, ни художником, что и зафиксируем знаками «—»в его строчке.

image

7. Сопоставим теперь второй и третий пункты условия задачи. Петров и Сидоров вместе позировали художнику, но Иванов не знает Сидорова, значит художник — не Иванов. Отметим этот факт «-» в соответствующей клетке.

8. Теперь в столбике «Художник» три минуса, поэтому художником является Андреев, ставим ему «+», а в оставшихся пустых клетках строки — «-».

9. Теперь определился солист — это Петров. Ставим минусы в его строке.

10. Остается один Иванов, и он, очевидно, танцор. Окончательный вид таблицы:

image

Таким образом, в результате составления модели в виде таблицы и ее анализа мы пришли к выводу, что Иванов — танцор, Петров — солист хора, Сидоров — музыкант, а Андреев — художник.

ЗАДАЧА 2.13. Спряжение глаголов


I этап. Постановка задачи

ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

Для лучшего запоминания правил по математике, физике, русскому языку и другим предметам можно изобразить их в виде алгоритмических блок-схем.

Обычно блок-схемы используются для изображения алгоритмов решения задач. Отдельные шаги решения изображаются при помощи геометрических фигур (блоков), в которых приведено описание действий. Блоки соединяются линиями, показывающими последовательность выполнения действий.

Блок-схемы, в отличие от схем, описывают процессы. Отдельные этапы процесса в блок-схемах изображаются специальными условными обозначениями в строгом соответствии с характером действия. Вы использовали блок-схемы для описания алгоритмов решения задач при изучении языка программирования Лого. Вспомните названия известных вам блоков и их обозначения.

Составьте блок-схему определения спряжения глагола с безударными личными окончаниями.

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Представить правило в виде алгоритмической схемы для обучения, лучшего запоминания и практического использования.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

	Уточняющий вопрос 			Ответ
	Что моделируется?			Правило (процесс)
	Какой объект участвует 		Слово в процессе?
	Какая часть речи?			Глагол
	На что направлен			Определение спряжения глагола
	процесс (правило)?			(свойства объекта)
	Есть ли исключения? 		Да. Они представлены двумя
								списками
	Что входит в список 1? 		Глаголы I спряжения: брить,
								зиждиться
	Что входит в список 2? 		Глаголы II спряжения: гнать,
								держать, смотреть, видеть, дышать, 
								слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, 
								обидеть, вертеть

Как формулируется правило?

	♦	поставить глагол в неопределенную форму (что делать?);
	♦	если глагол принадлежит списку 1, то это исключение, глагол
	♦	спряжения, спрягается на «е»; например, ты бреешь, он бреет, она бреет...',
	♦	если глагол принадлежит списку 2, то это исключение, глагол
	♦	спряжения, спрягается на «и»; например, ты зависишь, он зависит, она зависит...-,
	♦	выделить окончание глагола; 
	♦	если окончание «ить» — глагол II спряжения, спрягается на «и»; например, ты водишь, он водит...',
	♦	если окончание другое — глагол I спряжения, спрягается на «е»; например, ты играешь, он играет...

Примечание. Глагол стелить является разговорной формой глагола стлать (I спряжение).

II этап. Разработка модели

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Алгоритмическая схема состоит из:

	♦	блока ввода исходных данных (глагол в неопределенной форме);
	♦	блоков выполнения процесса, который может содержать три основные 
		алгоритмические конструкции: следование, цикл, условие;
	♦	блока вывода (ответ на вопрос, какое спряжение исходного глагола).

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

Для составления компьютерной модели выбираем среду графического редактора или инструментарий векторной графики, встроенный в среду текстового процессора. Схема представлена на рисунке 2.3.

image

III этап. Компьютерный эксперимент

ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА

1. Провести тестирование модели.

2. Определить по схеме спряжение предложенных глаголов. 

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

1. По схеме определите спряжение следующих глаголов: бре...шь (I спр.), дыш...т (II спр.), пиш...т (I спр.), пил...т (II спр.). По- какому пути на схеме вы пришли к решению?

2. По схеме определите спряжение следующих глаголов: забот... шься, гон...тся, выбер...т, стира...шь.

3. Объясните, почему нельзя определить по схеме спряжение глаголов: молчать, лететь, спать, лить.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Схему можно использовать в повседневной практике для грамотного написания глаголов.

Можно составить компьютерную программу для обучения проверки запоминания правила.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


2.14.

Трое мальчиков, Григорьев, Капранов и Литвинов, живут на одной улице. Один из них — известный в микрорайоне шахматист, другой — заядлый футболист и болельщик, а третий — любитель всяческих вечеринок.

Однажды футболист пришел к своему другу, чтобы поучиться приемам игры в шахматы, но мама шахматиста сказала, что сын ушел с известной всей улице личностью на дискотеку. Известно, что Литвинов никогда не слышал о Капранове.

Кто есть кто?

Подсказка. Начните рассуждения с того, что Литвинов — не шахматист, так как шахматист должен знать и футболиста, и любителя вечеринок. Капранов — не любитель вечеринок, потому что его знают все, а Капранова не знает Литвинов.

2.15.

Составить фрагмент расписания, состоящего из четырех уроков и удовлетворяющего следующим требованиям:

• математика должна быть первым или вторым уроком, пока ученики не устали;
• физкультура может быть только последней, чтобы разгоряченные школьники сразу шли домой;
• историю можно ставить первым, вторым или третьим уроком;
• учитель литературы может дать второй или третий урок.

2.16.

В школьной математической олимпиаде лучше других выступили школьники: Виктор, Егор и Аня.

Егор справился со всеми заданиями и показал изобретательность и умение принимать нестандартные решения. Но из-за небрежности в оформлении работы мнение членов жюри выразилось в двух противоположных оценках: первое и третье место. Аня тоже решила все задания, но шла стандартной и неоптимальной дорогой. Поэтому члены жюри дали ей места с первого по третье. Витя показал себя с хорошей стороны, и все судьи назвали его вторым или третьим. Найдите приемлемые варианты распределения мест. Оформите решение задачи в виде таблицы.

Опишите логическое обоснование решения.

2.17.

Составить алгоритмическую модель нахождения наибольшего общего делителя двух чисел (НОД).

Словесный алгоритм, известный в алгебре как алгоритм Евклида, можно записать так:

1. Сравнить числа А и В.

2. Если они равны, то это и есть НОД. Сообщить его и закончить алгоритм.

3. В противном случае из большего числа вычесть меньшее, записать результат вместо большего.

4. Повторить с пункта 8.

Оформить комплексный отчет, включающий элементы оформления, текст задания, логическую модель в виде графа.

2.18.

Составить алгоритмическую модель умножения двух чисел А и В с определением знака произведения.

Словесная модель:

1. Если (число А=0 ИЛИ число В=0), то произведение равно 0.

2. Если (А>0 И В>0) ИЛИ (А<0 И В<0), т. е. числа А и В имеют одинаковые знаки, то произведение положительное и определяется произведением модулей исходных чисел. В противном случае произведение равно произведению модулей со знаком «минус».

Оформить комплексный отчет, включающий элементы оформления, текст задания, алгоритмическую модель в виде блок-схемы.

2.19.

Составить алгоритмическую модель определения возможности построения треугольника по трем заданным сторонам А, В и С. Оформить комплексный отчет, включающий элементы оформления, текст задания, алгоритмическую модель в виде блок-схемы.

2.20.

Чтобы предупредить развитие болезней, помидоры и огурцы опрыскивают бордоской жидкостью — смесью растворов медного купороса и извести. Главное условие при использовании такой жидкости — раствор не должен быть кислотным. Проверяется раствор лакмусовой бумажкой.

Есть три варианта реакции: бумажка покраснела (кислотная реакция), посинела (щелочная) или не изменила цвет (нейтральная).

Составить алгоритмическую схему принятия решения об опрыскивании растений бордоской жидкостью.

2.21.

Составить алгоритмическую схему правила «Частица НЕ с прилагательными».

image






Наверх