Планирование уроков на учебный год



Урок 24
Система управления базой данных Access









Работа с записями базы данных


Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

- редактировать записи;
- осуществлять сортировку;
- создавать простые фильтры и фильтры с формулами;
- создавать вычисляемые поля.

Задание 5.9


Создайте модель страницы журнала для урока физкультуры. Отсортируйте экземпляры записи в таблице так, чтобы сначала шел список фамилий мальчиков, затем — список фамилий девочек. Создайте календарь поздравлений. Отредактируйте параметры поля Дата рождения, затем отсортируйте записи.

Технология работы

1. Запустите СУБД.

2. Откройте базу данных Kлacc.mdb.

3. Откройте таблицу Карта в режиме таблицы.

4. Разделите учащихся на мальчиков и девочек:

• выберите щелчком мыши поле Пол;
• выберите команду меню Записи ► Сортировка по убыванию.

5. Откройте таблицу в режиме конструктора, выбрав команду меню Вид ► Конструктор.

6. Отредактируйте поле Дата рождения:

• щелкните мышью в поле Дата рождения;
• на панели Свойства поля измените значение параметра Формат поля на Длинный формат даты (в этом формате число записывается цифрами, месяц — прописью, год полностью).

7. Вернитесь в режим таблицы.

8. Отсортируйте дни рождения в хронологическом порядке:

• щелкните в любой ячейке поля Дата рождения;
• выберите команду меню Записи ► Сортировка ► Сортировка по возрастанию.

9. Закройте СУБД, выбрав команду меню Файл ► Выход.

Задание 5.10


Создайте следующие простые фильтры:

♦ Выше — отбирает записи об учениках, чей рост более 170 см;
♦ Легче — отбирает записи об учениках, чей вес меньше или равен 65 кг;
♦ Мало ест — отбирает записи об учениках, чей рост больше 170 см, а вес меньше или равен 67 кг;
♦ Отклонение — отбирает записи об учениках, чьи данные находятся в диапазоне: 65 кг < вес < 71 кг, 166 см < рост < 171 см.

Технология работы

1. Запустите СУБД.

2. Откройте базу данных Класс.mdb.

3. Откройте таблицу Карта в режиме таблицы.

4. Создайте фильтр Выше:

• выберите команду меню Записи ► Фильтр ► Расширенный фильтр — появится диалоговое окно КартаФильтр1;
• в строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля — Рост;
• в строке Условие отбора введите > 170;
• выберите команду меню Фильтр ► Применить фильтр — на экране появятся результаты фильтрации (рис. 5.11).

image

Рис. 5.11. Результат работы фильтра Выше 5. Создайте фильтр Легче:

• выберите команду меню Записи ► Фильтр ► Расширенный фильтр;
• в открывшемся окне в строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля Вес (вместо поля Рост);
• в строке Условие отбора введите <=65;
• выберите команду меню Фильтр ► Применить фильтр — на экране появятся результаты фильтрации (рис. 5.12).

image

Рис. 5.12. Результат работы фильтра Легче

6. Создайте фильтр Мало ест:

• выберите команду меню Записи ► Фильтр ► Расширенный фильтр;
• в открывшемся окне в строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля — Рост;
• в строке Условие отбора введите > 170;
• во второй ячейке строки Поле выберите из списка имя второго фильтруемого поля — Вес;
• в строке Условие отбора введите <=65;
• выберите команду меню Фильтр ► Применить фильтр — на мониторе появятся результаты фильтрации (рис. 5.13).

image

Рис. 5.13. Результат работы фильтра Мало ест

7. Создайте фильтр Отклонение:

• выберите команду меню Записи ► Фильтр ► Расширенный фильтр;
• в открывшемся окне в строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля — Рост;
• в строке Условие отбора введите >=171;
• в строке или введите <=166;
• во втором столбце строки Поле выберите из списка имя фильтруемого поля — Вес;
• в строке Условие отбора введите >71;
• в строке или введите <65;
• выберите команду меню Фильтр ► Применить фильтр — на экране появятся результаты фильтрации.

8. Закройте СУБД, выбрав команду меню Файл ► Выход.

Задание 5.11


Создайте фильтр с формулой Идеальный вес, отбирающий записи об учениках, чей вес пропорционален росту. Пропорция вычисляется по формуле: Идеальный вес = Рост -100 Допустимое отклонение — 3 кг.

Технология работы

1. Запустите СУБД.

2. Откройте базу данных Knacc.mdb.

3. Откройте таблицу Карта в режиме таблицы.

4. Выберите команду меню Записи ► Фильтр ► Расширенный фильтр.

5. В строке Поле выберите из списка имя фильтруемого поля — Рост.

6. Создайте формулу для фильтра:

• щелкните правой кнопкой мыши в строке Условие отбора и выберите в контекстном меню команду Построить — откроется диалоговое окно Построитель выражений;
• в левом списке выберите двойным щелчком пункт Таблицы — Карта;
• в среднем списке выберите пункт Рост и щелкните на кнопке Вставить — в верхнем поле появится ссылка на поле Рост;
• щелкните на кнопке «-» (минус), наберите в верхнем поле число 100 и еще раз щелкните на кнопке «-»; выберите в среднем списке пункт Вес и щелкните на кнопке Вставить;
• выберите в левом списке пункт Операторы, в правом — знак <= и щелкните на кнопке Вставить;
• введите в верхнем поле число 3, чтобы завершить формулу; - щелкните на кнопке ОК.

В результате этих действий в поле Условие отбора появится формула:

[Карта]![Рост] -100 - [Карта]![Вес] <= 3

7. Выберите команду меню Фильтр ► Применить фильтр — на мониторе появятся результаты фильтрации.

8. Закройте СУБД, выбрав команду меню Файл ► Выход.

Задание 5.12


Рассчитайте оптимальный вес учащихся, создав в базе данных запрос Идеальный вес с вычисляемым полем и введя в него формулу РОСТ - 100.

Технология работы

1. Запустите СУБД.

2. Откройте базу данных Kлacc.mdb.

3. Создайте новый запрос: в левой панели окна Класс: база данных выберите закладку Запросы; в правой панели выберите пункт Создание запроса в режиме конструктора; л щелкните на кнопке Открыть на панели инструментов.

4. В диалоговом окне Добавление таблицы выберите таблицу Карта, щелкните на кнопке Добавить, а затем — на кнопке Закрыть.

5. Создайте поле запроса Фамилия: _ установите указатель мыши в таблице на поле Фамилия; и нажмите левую клавишу мыши и перетащите ее в первую ячейку строки Поле.

6. Аналогичным образом создайте поля Имя и Вес, перетащив их названия из таблицы во вторую и третью ячейки строки Поле.

7. Добавьте в запрос вычисляемое поле: • щелкните правой кнопкой мыши в свободной ячейке строки Поле и в открывшемся контекстном меню выберите команду Построить; • в окне построителя выражений выберите таблицу Карта, поле Рост и поместите его в верхнее поле щелчком на кнопке Вставить; • щелкните на кнопке «-» и введите в верхнее поле число 100; • нажмите кнопку ОК.

8. Замените в ячейке с формулой Выражение1: [Карта]![Рост]-100 слово Выражение1 на Оптимальный вес.

9. Сохраните запрос с именем Идеальный вес.

10. Посмотрите результат выполнения запроса с вычисляемым полем, выбрав команду меню Запрос ► Запуск (рис. 5.14).

image

Рис. 5.14. Результаты выполнения запроса с вычисляемым полем Идеальный вес

11. Закройте СУБД, выбрав команду меню Файл ► Выход.

Задания для самостоятельной работы


Задание 5.13.

Для созданной в теме 5.2 базы данных произведите все возможные варианты фильтрации. Добавьте в них вычисляемые поля.

Разработка отчета для вывода данных


Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

- создавать отчеты;
- устанавливать список полей для включения в отчет;
- адавать порядок сортировки данных в полях;
- устанавливать способ подведения итогов.

Задание 5.14


Создайте отчет Анализ группы. Данный отчет должен наглядно представлять информацию о росте и весе учеников.

Технология работы

1. Запустите СУБД.

2. Откройте базу данных Клacc.mdb.

3. Создайте новый отчет:

• в левой панели окна Класс: база данных выберите закладку Отчеты;
• щелкните на кнопке Создать на панели инструментов;
• в открывшемся окне выберите пункт Мастер отчетов;
• выберите в качестве источника данных таблицу Карта;
• нажмите кнопку ОК.

4. Выберите поля для включения в отчет:

• в списке Доступные поля выберите поле Фамилия и нажмите кнопку > — поле Фамилия появится в списке Выбранные поля;
• аналогичным образом добавьте поля Имя, Рост, Вес;
• нажмите кнопку Далее.

5. Добавьте группировку по полю Рост:
• выделите поле Рост и нажмите кнопку >;
• нажмите кнопку Далее.

6. Установите порядок сортировки:

• в списке 1 выберите поле Вес;
• щелкните на кнопке по возрастанию, чтобы изменить порядок сортировки на сортировку по убыванию;
• в списке 2 выберите поле Фамилия;
• оставьте порядок сортировки по возрастанию.

7. Установите способ подведения итогов:

• нажмите кнопку Итоги;
• в открывшемся окне установите для поля Вес флажки для значений Avg (Средний), Min (Минимальный), Мах (Максимальный);
• нажмите кнопку ОК;
• нажмите кнопку Далее.

8. Выберите вид макета и ориентацию страницы:

• установите переключатель напротив макета ступенчатый;
• установите переключатель напротив ориентации альбомная;
• нажмите кнопку Далее.

9. Выберите стиль отчета Обычный, нажмите кнопку Далее.

10. Введите имя отчета — Анализ группы.

11. Установите переключатель дальнейших действий в положение Просмотреть отчет.

12. Нажмите кнопку Готово — готовый отчет будет выведен на экран.

13. Закройте СУБД, выбрав команду меню Файл ► Выход.

Задания для самостоятельной работы


Задание 5.15.

Для созданной в теме 5.2 базы данных разработайте отчет и произведите с его помощью вывод данных.

Задание 5.16.

Создайте базу данных Записная книжка и поместите в нее 30 записей. Сформируйте итоговый отчет так, чтобы информация в нем была представлена как в обычной записной книжке.






Наверх