§36. Информация и управление | Что такое система (informatika_09_34_pol)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)


Урок 30
§36. Информация и управление



Содержание урока

Кибернетика

Что такое система?

Информация и управление

Какие бывают системы управления?

Выводы

Вопросы и задания



Представьте себе, что человек, у которого поднялась температура, приходит к врачу. Врач может реагировать на его жалобу двумя способами:

• просто дать жаропонижающее или...
• попытаться выяснить причину повышения температуры и лечить именно заболевший орган.

В первом случае врач применил простейшую модель: если повысилась температура, нужно дать таблетку, чтобы её снизить. Во втором варианте врач понимает, что повышение температуры вызвано какой-то болезнью в организме, и лечить нужно именно эту болезнь. Он рассматривает человека как единое целое, как систему, т. е. использует системный подход.

Используя дополнительные источники, выясните, от какого слова произошло слово «система». Что оно означает?


Система — это группа объектов и связей между ними, выделенных из среды и рассматриваемых как одно целое (рис. 7.9).

Рис. 7.9

Рис. 7.9

Системой можно назвать организм животного и человека, автомобиль, компьютер, семью, общество, и вообще любой достаточно сложный объект, который можно разбить на части.

С какими системами вы познакомились в курсе информатики 7-9 классов?


Объекты, из которых строится система, называют ее компонентами. За счёт связей между частями система обладает особыми свойствами, которых нет ни у одного отдельного компонента.

Системный эффект состоит в том, что свойства системы нельзя свести к «сумме» свойств её компонентов.

Например, скопление клеток — это не живой организм; процессор, память и устройства ввода и вывода, не связанные между собой — это не компьютер. Все части самолёта тяжелее воздуха, т. е. каждая из них стремится упасть на землю, однако составленная из них система (самолёт) летает.

Одни и те же компоненты, связанные по-разному, могут представлять собой совершенно разные системы.

Используя дополнительные источники, выясните, в чём сходство и различие между алмазом и графитом.


Подсистема — это компонент системы, в котором можно выделить отдельные части и связи между ними.

Как правило, для каждой системы существует надсистема — система более высокого уровня. Например, процессор — это подсистема в составе компьютера, а сам компьютер — подсистема в составе компьютерной сети (надсистемы).

Простейшие компоненты системы, которые в данной задаче (!) нет смысла «разбирать» на части, называются её элементами. Например, винтик в составе машины можно считать элементом системы. Однако с точки зрения химии металл состоит из атомов, связанных в кристаллическую решетку, поэтому при изучении строения вещества тот же винт можно считать системой. На рис. 7.10 система S состоит из двух подсистем S1 и S2, а также элементов Г и Д.

Рис. 7.10

Рис. 7.10

Системный подход состоит в том, что объект исследования рассматривается как система с учётом всех взаимосвязей между её частями. В середине XX века появилось новое научное направление — системный анализ. Задача системного анализа — изучение сложных систем (технических, биологических, экономических, социальных).

Следующая страница Информация и управление



Cкачать материалы урока







Наверх