Планирование уроков на учебный год (34 часа, 1 урок в неделю)



Уроки 31 - 33
Социальная информатика: информационные ресурсы,
информационное общество, информационная безопасность
(§ 25. Информационные ресурсы современного общества
§ 26. Проблемы формирования информационного общества
§ 27. Информационная безопасность)




Содержание урока

§ 25. Информационные ресурсы современного общества

Информационные ресурсы современного общества

Компьютерный практикум ЦОР. Информационные ресурсы современного общества


§ 26. Проблемы формирования информационного общества

Проблемы формирования информационного общества

Компьютерный практикум ЦОР. Проблемы формирования информационного общества


§ 27. Информационная безопасность

Информационная безопасность

Компьютерный практикум ЦОР. Информационная безопасность


Информационные ресурсы современного общества







Понятие информационных ресурсов


imageРесурс — это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. К информационным ресурсам уместно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства.

imageИнформационные ресурсы — это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Между информационными ресурсами и всякими иными существует важное различие: всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает (например, иссякают нефтяные месторождения, расходуются финансовые ресурсы). Информационным ресурсом можно пользоваться многократно. Кроме того, использование информационных ресурсов влечет за собой создание новых ресурсов, в том числе информационных. Информационные ресурсы тем быстрее растут, чем быстрее их расходуют.

Национальные информационные ресурсы


Применительно к отдельному государству говорят о национальных информационных ресурсах, включающих библиотечные и архивные ресурсы, научно-техническую информацию, отраслевую информацию, информацию государственных (властных) структур, информационные ресурсы социальной сферы и пр.

Виды национальных информационных ресурсов


Огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Библиотечная сеть России насчитывает 150 тысяч библиотек. Библиографическая регистрация и статистический учет всей выходящей в стране печатной продукции осуществляются Российской книжной палатой. Библиотечное дело в массовом порядке переводится на использование информационных технологий: создаются электронные каталоги, специализированные (библиографические) базы данных. В ряде центральных библиотек сформированы собственные электронные информационные ресурсы. Начался процесс публикации этих ресурсов через Интернет.

imageАрхивы хранят материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать. Архивный фонд Российской Федерации ежегодно пополняется на 1,6 млн документов. В государственных архивах создано и поддерживается более 400 баз данных.

Во всех развитых странах существуют специализированные центры научно-технической информации, включающие специализированные издания, патентные службы и пр. Примером такого центра в нашей стране является ВИНИТИ РАН — Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. Этот информационный центр генерирует 60-70% всей научно-технической информации в России. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой промышленной, социальной и иной сферы общества.

imageИнформационные ресурсы социальной сферы связаны с образованием, медициной, системой пенсионного обеспечения, службами занятости, медицинского и социального страхования. Например, основу информационных ресурсов в области образования составляют библиотеки вузов — высших учебных заведений (университетов, институтов, академий), общий фонд этих библиотек составляет более 300 млн экземпляров. Создана и функционирует федеральная телекоммуникационная университетская сеть. В сети Интернет отражена информация о большинстве российских вузов.

Следует отметить, что сегодня информационные ресурсы по своей значимости сопоставимы с другими ресурсами (материальными, сырьевыми, энергетическими, финансовыми). Об этом свидетельствует тот факт, что они становятся товаром, стоимость которого сопоставима со стоимостью других ресурсов. Для развитых стран характерно увеличение объема потребления из-за рубежа природных ресурсов (газ, нефть и пр.) в обмен на экспорт своих информационных ресурсов (научно-технических знаний, информационных технологий).

imageЦифровые информационные ресурсы. Практически все вышеперечисленные виды национальных информационных ресурсов всё в большей степени переводятся в компьютерную (цифровую) форму хранения и обработки. Поскольку не существует ограничения на цифровое представление для любых видов информации (текстов, изображений, живой речи, научно-технической документации, музыки, кино и пр.), то постепенно цифровая форма станет основной формой хранения информации. Использование же сетевых технологий делает доступ к этой информации быстрым и удобным. Основные проблемы, которые требуют решения в этих условиях: разграничение доступа, обеспечение безопасности конфиденциальной информации, соблюдение авторских прав, оплата коммерческих ресурсов.

Коротко о главном


Информационные ресурсы — это знания, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации.

Всякий ресурс, кроме информационного, после его использования исчезает. Информационным ресурсом можно пользоваться многократно.

К национальным информационным ресурсам относятся: фонды библиотек и архивов, центры научно-технической информации (ЦНТИ), отраслевые информационные ресурсы, информационные ресурсы социальной сферы, в том числе сферы образования.

Вопросы и задания


1. В чем основное отличие информационных ресурсов от материальных?

2. Перечислите основные виды национальных информационных ресурсов.

3. Назовите, какими видами информационных ресурсов вам приходится (или приходилось) пользоваться на портале www.edu.ru (Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА)

.



Следующая страница Компьютерный практикум ЦОР. Информационные ресурсы современного общества








Наверх