Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. В древности для письма использовались разнообразные инструменты. Сначала это были стило и вощеная дощечка, глиняные таблички, выделанная кожа (пергамент), берестяные свитки. Им на смену пришли бумага и перо. Работая этими инструментами, человек должен быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибки. Одно неосторожное движение пером — и весь текст придется переписывать заново.
Люди стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст красочным, художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования разрисовывались киноварью — красной краской. Поля страницы и текст украшались завитушками и орнаментами. Появился даже особый вил искусства — каллиграфия.
Однако создание текстов и книг выполнялось человеком вручную от начала до конца. Чтобы получить новый экземпляр рукописи, требовалось полностью переписать ее заново. Поскольку создать точную копию вручную просто невозможно, каждая книга была произведением искусства,существующим в единственном экземпляре, а трудоемкость переписывания текстов делала книги очень дорогими и недоступными простым людям. Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания.
В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем напечатал первую книгу в 1564 году.
Любая рукопись теперь могла быть издана в большом количестве экземпляров. Подготавливая книгу к изданию, создавали прототип каждой страницы в виде формы из дерева или металла. Наборщики буква за буквой составляли текст будущей печатной страницы. Художники рисовали иллюстрации, которые затем также переводили на твердую основу. Когда все было готово, делали нужное количество оттисков.
Весь процесс подготовки рукописи к печати занимал много времени, хотя и позволял получить в результате большое количество копий книги. Для книгопечатания требовалось множество квалифицированных специалистов и сложное громоздкое оборудование. Осуществить издание рукописи одному человеку было практически не под силу. Этим занимались специальные предприятия — типографии.
Изобретение печатной машинки упростило процесс тиражирования рукописей для обычного человека, но тоже не решило всех проблем. Стало возможно выпустить сразу несколько копий одного текста. Правда, печатная машинка помогала только в обработке текста. Иллюстрации, как раньше, приходилось рисовать от руки и переснимать через копировальную бумагу.
Только после изобретения компьютера практически все типографские возможности стали доступны рядовому пользователю.
Представьте себе, что весь учебный материал, помещенный в этой книге, состоял бы только из текста. Читать такую книгу было бы очень утомительно. Оживить однообразный текст можно, дополнив его иллюстрациями, рисунками, схемами, таблицами и т. д. Современная компьютерная технология позволяет подготовить к изданию любую книгу. Пока книга хранится в электронном виде, она называется текстовым документом, как это принято в среде прикладных программ Windows.
Текстовый документ — это документ, созданный в прикладной среде и состоящий из текстов, рисунков и таблиц.
Прежде чем издать любой текстовый документ, будь то книга или реферат, письмо или справка, необходимо изготовить макет этого документа, чтобы каждый объект документа (иллюстрация, схема, таблица) занимал свое место в соответствии со следующими правилами:
♦ Каждый объект документа должен находиться в том месте, где это необходимо по смыслу.
♦ Каждый объект должен иметь размер, соответствующий своей смысловой нагрузке. Например, если текст о рыцарскойбитве сопровождается картой сражения и изображением рыцаря, то главной по смысловому значению в данном случае является карта. Поэтому она должна выделятся размером по сравнению с второстепенной иллюстрацией, изображающей рыцаря.
♦ На всем протяжении документа должен соблюдаться определенный ритм чередования различных объектов (рис. 3.1).
Тексту также необходимо придать выразительность. Для этого текст структурируют. Под структурированием текста понимают разделение его на более мелкие смысловые фрагменты и оформление этих фрагментов в соответствии с их значимостью. Так, художественный текст делится на главы. Текст учебника разбивают на разделы, темы, параграфы. Заголовки и наиболее важные места в тексте выделяют с помощью отличающихся от остального текста шрифтов, а также линий или рамок.
Соблюдение вышеперечисленных правил позволяет создать из начального набора разнородных объектов макет документа.
Макет текстового документа — это совокупность размещенных на странице и упорядоченных по определенным правилам объектов текстового документа.
Макет (рис. 3.2) является электронным оригиналом печатного издания, на основе которого создается нужное количество копий.
При подготовке текстового документа каждый объект необходимо сначала создать, затем отредактировать и выполнить его форматирование. После этого необходимо составить макет документа. Все эти операции можно выполнить в прикладной среде, которая называется текстовым процессором.
Текстовый процессор — прикладная среда для создания, редактирования, форматирования и макетирования текстового документа.
В чем заключаются преимущества создания текстового документа с помощью текстового процессора?
Во-первых, в электронный текст можно быстро и просто внести изменения. Представьте, что вы допустили ошибку в тексте поздравительной открытки. Вам придется взять новую открытку и переписать текст заново. Не зря в пословице говорится: «Что написано пером, не вырубишь топором». А в электронном документе можно делать сколько угодно исправлений, и они будут абсолютно незаметны, так как на экране всегда отображается последняя редакция документа.
Во-вторых, нет необходимости продумывать заранее, как должен выглядеть готовый макет документа. Макет можно создавать уже после набора текста, причем вариантов макета можно сделать столько, сколько потребуется. Например, набрав текст пригласительного билета один раз, можно оформить его несколькими способами (рис. 3.3) и распечатать приглашения в нужном количестве.
В-третьих, значительно увеличивается количество выразительных средств оформления текста и облегчается их использование.
В-четвертых, автоматизировано большинство рутинных работ, таких как поиск орфографических и синтаксических ошибок, поиск и замена слов и т. п.
В-пятых, специальные программы позволяют включать в текст фрагменты на другом языке, формулы, рисунки, таблицы и т. д. (рис. 3.4).
Наконец, создав электронный документ один раз, можно получить неограниченное число его копий.
Какие же документы можно создавать при помощи текстового процессора? Это могут быть простые документы, не требующие особого форматирования и макетирования: письма, заметки, сообщения. Для данного класса документов технологически важным является этап редактирования.
К более сложным следует отнести конверты, наклейки, наградные листы и т. п. Эти документы имеют простую структуру и чаще всего являются одностраничными. Здесь на первый план выходит форматирование.
Наиболее сложными являются документы, где текст чередуется с рисунками, таблицами, формулами. К ним можно отнести брошюры, газеты, книги, справочники и т. п. При создании таких документов каждый из технологических этапов является значимым. Особое значение приобретает умение составлять макет издания. Посмотрите на книгу, лежащую перед вами.
Могла бы типография ее напечатать, не имея макета? Нет, данная книга так и осталась бы рукописью, несмотря на то что ввод и редактирование текста осуществлялись на компьютере.
Прежде чем продолжить работу в среде текстового процессора, надо составить представление об объектах, которыми он оперирует. Для этого познакомимся с классификацией объектов текстовых документов (рис. 3.5).
Классификация объектов, представленная на рис. 3.5, имеет два уровня. На первом уровне основанием классификации служит прикладная среда. Объекты делятся на две большие группы: объекты прикладной среды и внедренные объекты.
Объектами среды называются объекты документа, для создания, редактирования и форматирования которых не требуется вызывать отдельную программу.
Внедренными объектами называются объекты, которые первоначально создаются в другой прикладной среде.
Проведем аналогию. Квартира является частью среды обитания городского жителя. Все здесь предназначено для него: мебель и посуда, одежда и обувь, осветительные и бытовые приборы. Но до появления городов человека большей частью окружала живая природа. Многие горожане скучают по утраченному общению с животным и растительным миром. Им хочется поселить в своей городской квартире какое-нибудь растение или, например, завести рыбок. Но цветок не может расти прямо на полу или на столе. Для нормальной жизни ему необходима его привычная среда — земля. Чтобы цветок рос в квартире, надо приобрести цветочный горшок, заполнить его землей и посадить в нее цветок. Таким образом, внутри одной среды (городская квартира) появляется фрагмент другой среды (земля), обеспечивающий существование объекта (цветок).
Другим примером внедрения объекта одной среды в другую является аквариум. В этом случае водная среда с рыбками гармонично интегрируется в среду обитания человека.
Основанием классификации на втором уровне является вид объекта (см. рис. 3.5). Рассмотрим подробнее подкласс объектов, создаваемых текстовым процессором. Начнем с объектов подкласса «текст». В тексте могут быть выделены следующие объекты: страница, абзац, строка, слово, символ.
Символ как объект характеризуется следующими основными параметрами: вид начертания, кегль, цвет. Помимо основных параметров для символа можно также определить эффект, смещение и кернинг.
Эффект — определяет, как символ будет представлен на экране и в документе. Наиболее распространенные эффекты приведены на рис. 3.6.
Смещение — определяет положение символа относительно базовой линии строки. Различают смещение вниз и вверх (рис. 3.7).
Кернинг — межсимвольный интервал. Различают три основных значения данного параметра: нормальный, разреженный, уплотненный (рис. 3.8). Обычно нормальное значение кернинга определяется автоматически для заданного начертания шрифта. При необходимости значение кернинга можно задать вручную.
Из объектов-символов образуются объекты-слова.
Слово представляет собой последовательность символов (букв, цифр, специальных знаков), кроме символа «пробел». Объект «слово» наследует все параметры объекта «символ». Единственным самостоятельным параметром слова является количество символов.
Строка. Из объектов-слов образуются объекты-строки. Слова в строках отделены друг от друга пробелами. Без пробела за словом могут следовать только знаки препинания, такие как запятая, точка, точка с запятой, двоеточие, скобка. Объект «строка» наследует все параметры объекта «слово». Самостоятельным па- раметром строки является количество слов. При форматировании строка подчиняется тем же правилам, что и символы и абзацы.
Абзац. Из объектов-строк образуются объекты-абзацы. Ввод абзаца всегда должен заканчиваться нажатием на клавишу Enter.
Признаком окончания абзаца является символ перевода строки . В обычном режиме этот символ на экране не отображается. Если включить режим отображения непечатаемых символов, то в конце каждого абзацев появится символ .
Абзац наследует все параметры объекта «строка» и дополнительно характеризуется следующими параметрами: втяжкой, абзацным отступом, выравниванием, интерлиньяжем.
Втяжка. Абзацу можно задать отступ от левого и правого полей страницы. Форматирование абзаца выполняется с отступом в том случае, если необходимо выделить его содержание из общего контекста или когда вводимый текст является стихотворением (рис. 3.9).
Абзацный отступ. Первая из этих строк абзаца может начинаться с отступа или выступа, считая от левой границы. Различают три типа абзацного отступа: положительный («красная строка»), отрицательный («висячая строка», когда начало первой строки выдается влево по сравнению с остальными строками) и нулевой, когда все строки выровнены по левому краю одинаково. Примеры оформления первой строки абзаца приведены в табл. 3.1.
Выравнивание. Абзац можно выравнивать различными способами относительно полей страницы: по одной из границ (левой или правой), оставляя другую невыровненной, по обеим границам (за счет увеличения ширины пробелов между словами) либо по центру, чтобы каждая строка отстояла на равные расстояния от обеих границ. Примеры выравнивания абзаца приведены в табл. 3.2.
Интерлиньяж — расстояние между строками в абзаце. Этот параметр может задаваться в пунктах и в строках. При измерении в строках величина интерлиньяжа зависит от выбранного начертания шрифта. Наиболее часто используются одинарный, полуторный и двойной интерлиньяж (рис. 3.10).
Пользователь, работающий с текстовым процессором, зачастую сталкивается с необходимостью задавать расстояния между абзацами.
Расстояние между строками внутри абзаца и расстояние между абзацами могут изменяться независимо друг от друга.
Общие характеристики объектов текстового документа приведена в табл. 3.3.
Для дальнейшего изучения действий на объектами введем понятие текущего объекта.
Текущим объектом называется тот объект текстового документа, на который в данный момент оказывается воздействие в текстовом процессоре. В качестве текущего объекта текстового документа может выступать любой из объектов, показанных на рис. 3.5. Чтобы объект стал текущим, его необходимо выделить. При выделении изображение объекта становится инверсным (при выделении текста или таблицы) или помечается маркерами выделения (например, при выделении рисунка или формулы).
Для выполнения любых действий над объектами текстового документа необходимо запомнить следующее правило:
Выдели объект, а затем производи над ним действие.
Рассмотрим способы выделения различных текстовых объектов.
Выделение слова. Для выделения слова дважды щелкните левой кнопкой мыши на любом символе этого слова (третий щелчок выделит весь абзац).
Выделение строки. Для выделения строки установите указатель мыши слева от этой строки, на поле документа (при этом указатель примет вид стрелки, указывающей вправо вверх) и один раз щелкните левой кнопкой мыши.
Выделение абзаца. Для выделения абзаца выделите его первую строку (как указано выше) и, не отпуская левую кнопку мыши, проведите мышь вниз до последней строки выделяемого абзаца. Можно также трижды щелкнуть на любом символе внутри абзаца. Если вы хотите изменить параметры абзаца, то достаточно щелкнуть один раз в любом месте абзаца.
Выделение таблицы. Можно выделить как отдельные части таблицы (ячейку, строку, столбец), так и всю таблицу целиком. Для выделения ячейки таблицы подведите указатель мыши к ее левой границе (указатель примет вид черной стрелки, указывающей вправо вверх) и щелкните левой кнопкой мыши. Другой способ — щелкнуть мышью в первой ячейке таблицы и перейти в нужную ячейку, нажимая клавишу Tab.
Для выделения строки, столбца или всей таблицы нужно:
- установить курсор в любом месте объекта, который необходимо выделить;
- выбрать в меню команду Таблица ► Выделить ► Таблица, Таблица ► Выделить ► Столбец или Таблица ► Выделить ► Строка.
Выделение внедренного объекта. Для выделения любого внедренного объекта, в том числе и графического объекта, созданного непосредственно в среде текстового процессора, щелкните на нем мышью. На границах объекта (по углам и по серединам сторон) появятся маркеры выделения, говорящие о том, что объект выделен.
Одним из видов знаковых моделей являются словесные модели — это описание мысленной модели на естественном языке.
Словесные модели мы составляем в жизни постоянно. Используя естественный язык, мы описываем различные объекты, процессы, ситуации, происходящие в жизни, свои размышления. Важно понять следующее: то, что описано словами, уже является моделью, потому что словесное описание — это более или менее точное отражение оригинала.
Наиболее знакомый вам пример словесных моделей — это информация в учебниках. В учебнике по истории вы найдете примеры моделей исторических событий. В учебнике по географии описаны природные процессы, происходящие на земле, а также основные географические объекты. Именно из учебников вы впервые получили объяснение многих явлений, которые наблюдали до этого в жизни, но не понимали, почему так происходит.
Произведения художественной литературы — это тоже словесные модели, как правило, придуманные автором. Человек, читая рассказ, создает по описанной модели мысленный образ. У разных людей могут возникнуть разные образы. На уроках литературы, обсуждая то или иное произведение, вы корректируете образы, созданные каждым, и пытаетесь понять, что хотел выразить автор.
Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы, происходящие в жизни. Очень часто словесная модель какого-либо процесса представляется в виде алгоритма с пронумерованными шагами. В нем четко выделены действия и объекты, над которыми они совершаются. Вспомните, как вы описывали алгоритмы построений в графическом редакторе.
Рассмотрим поэтапно суть использования словесных моделей.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
С момента появления письменности человечество использовало словесные модели для хранения информации. До сих пор словесное описание объекта является одним из первоначальных шагов при его исследовании. Основой словесной модели является мысленная или вербальная модель, составленная человеком. Никто и ничто не сможет за человека выразить его мысли и логику рассуждений.
ЦЕЛИ МОДЕЛИРОВАНИЯ
♦ Четко выразить мысли.
♦ Оформить текст.
♦ Сохранить информацию.
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ
При составлении словесной модели важно ясно и понятно составлять фразы, выделять ключевые моменты, правильно пользоваться терминологией, ссылаться на известные факты.
В древности инструментами для создания словесной модели служили папирусы и перья. Потом появились типографские машины, печатные машинки, компьютеры.
Для создания словесных моделей на компьютере используется среда текстового процессора, в котором эти модели представляют собой текстовые документы. Текстовый документ, с одной стороны, является выражением мысленной модели в знаковой форме, а с другой стороны — это объект среды текстового процессора.
Компьютерный эксперимент со знаковой моделью включает следующие стадии работы:
♦ тестирование модели как компьютерного документа,
что подразумевает выбор наилучшего варианта ее оформления;
♦ проверку смыслового содержания модели.
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
На конкурс «Угадай звезду» каждый участник представляет словесный портрет литературного героя, знаменитого человека, учителя своей школы или одного из своих одноклассников. Это описание должно быть и правдоподобным, и узнаваемым, и даже юмористическим. Лучшие описания будут опубликованы в школьной газете или на веб-странице.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Набрать и расположить на странице текст. Сохранить текст.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Смысловое содержание словесного описания формализовать трудно. Поэтому формализуем только задачу набора и сохранения текста в виде ответов на вопросы.
Уточняющий вопрос Ответ Что моделируется? Объект «текст» Где взять содержание текста? Мысленный образ или черновик Какая предполагается печать? Черно-белая Каковы параметры текста? Абзацный отступ, правая и левая границы, тип, размер и начертание шрифта, цвет (черный) Что надо получить? Набранный, отредактированный и оформленный текст
II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Информационная модель компьютерного текста описывает объекты, их параметры, а также исходные значения, которые исследователь определяет в соответствии со своим опытом и представлениями, а затем уточняет в ходе компьютерного эксперимента. Если целью задачи является подготовка текста к публикации в газете или на веб-странице, то значения параметров могут быть заданы редактором, и тогда надо строго их придерживаться.
КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
Для моделирования текстовых документов традиционно используется среда текстового процессора.
Алгоритм построения компьютерной модели в данной задаче будет состоять из последовательности технологических приемов набора и оформления текста.
1. Создать документ в прикладной среде текстового процессора.
2. Установить абзацный отступ, правую и левую границы текста, тип, размер и начертание шрифта, тип выравнивания.
3. Набрать текст, используя основные правила набора текста:
• предложение начинается с прописной буквы и заканчивается точкой;
• между словами ставится только один пробел;
• знаки препинания, кроме тире, присоединяются к словам без пробела.
4. Проверить орфографию.
5. Расставить переносы при помощи команды Расстановка переносов.
6. Сохранить текст под некоторым именем.
III этап. Компьютерный эксперимент
ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Провести тестирование модели как компьютерного документа.
2. Провести тестирование смыслового содержания модели.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Убедиться, что оформление компьютерного документа соответствует замыслу, в противном случае изменить параметры текста.
2. Для проверки смыслового содержания текста зачитайте его своим одноклассникам. Спросите их мнение.
IV этап. Анализ результатов
Если компьютерная модель соответствует замыслу, передать текст на конкурс. Иначе вернуться к предыдущим этапам.
2.2.
Прочитайте литературные портреты. Как называется произведение и кто автор? Какой герой описан? Составьте и оформите компьютерную словесную модель.
Создавая словесные модели, нельзя забывать о пользе и наглядности графической информации. Поэтому в книгах, учебниках словесные модели дополняются рисунками, схемами и другими видами графики. В этой теме мы рассмотрим примеры оформительских задач, где наряду со смысловым содержанием информации большое внимание уделяется оформлению материала. Текстовые процессоры обладают широкими возможностями для такого оформления: различные типы шрифтов, обрамление и тонировка отдельных фрагментов текста и страниц в целом, вставка специальных символов, расположение текста колонками, вставка объектов WoradArt и рисунков ClipArt, а также объектов, созданных при помощи инструментария векторной или растровой графики, и многое другое.
Каждая оформительская задача подразумевает создание составного документа, включающего объекты разного вида. Примеры оформительских задач: поздравительная открытка, объявление, наградной диплом, реклама, приветственный плакат, информационный листок и пр.
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Праздник — это приятное событие в нашей жизни, будь то Новый год, день рождения или какой-то другой... В такие дни люди нередко дарят друг другу поздравительные открытки. Их можно купить в магазине. Но более запоминающейся будет открытка, сделанная «своими руками», например оформленная на компьютере.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Красиво оформить поздравление.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
В первую очередь надо решить, в каком виде будет подарена открытка адресату. От этого зависит вид объектов, используемых для оформления. Если есть возможность цветной печати или вы собираетесь подарить открытку в электронном виде, то можно предусмотреть вставку цветных рисунков, различные виды тонировки и вообще поэкспериментировать с цветом. Черно-белая печать накладывает ограничения на использование цвета. Что красиво в цветном виде, может получиться очень мрачно в черно-белом.
Уточняющий вопрос Ответ В каком виде будет Цветная печать или электронный вид представлен документ? Каков размер? Сложенный пополам формат А4 Какие объекты входят Рисунок, заголовок, текст, подпись в состав документа?
II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
В информационной модели опишем параметры объектов документа, которые не рассматривались в предыдущей практической работе. Из таблицы на с. 34 видно, что многие параметры документа будут существенно зависеть друг от друга, и их значения окончательно будут определены в ходе экспериментов. Некоторые же значения параметров можно установить уже при создании информационной модели. Кроме того, дополним информационную модель схемой расположения объектов.
КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
1. Создать новый документ в среде текстового процессора.
2. Установить параметры страницы.
3. Установить обрамление страницы.
4. Установить 2 колонки.
5. Вставить рисунок из коллекции рисунков.
6. Установить выравнивание по центру строки.
7. Дополнить левую колонку пустыми строками сверху и снизу рисунка для центрирования его по вертикали.
8. Вставить объект WordArt в качестве заголовка.
9. Набрать текст и подпись.
10. Подобрать параметры текста опытным путем.
III этап. Компьютерный эксперимент
ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Пошаговый просмотр.
2. Просмотр документа.
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
При подготовке составного документа, включающего объекты из разных сред, используется прием пошагового просмотра. Это означает, что после выполнения нескольких шагов алгоритма проводится просмотр документа и подбор параметров объекта, удовлетворяющих замыслу. После этого оформляется следующий объект. Изменение параметров объектов и документа в целом производится технологическими приемами, соответствующими среде.
IV этап. Анализ результатов
♦ Если вид объекта не соответствует замыслу, изменить значения параметров объекта.
♦ Если вид документа не соответствует замыслу, откорректировать модель.
♦ Если вид документа соответствует замыслу, принимается решение о печати и тиражировании документа.
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Научный текст — это знаковая форма представления мысленной модели. Впервые вы встречаетесь с научными текстами в школьных учебниках. В таких дисциплинах, как физика, химия, математика, особенно важно, чтобы форма представления информации облегчала ее понимание и запоминание. Текст содержит определения, новые понятия, правила, формулы, теоремы, а также пояснения к ним и рисунки. К научному тексту можно отнести и различные виды конспектов, справочную информацию. В них содержится информация, как правило, без пояснений.
Оформите как научный текст фрагмент материала из учебника по физике или математике.
ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Набрать и оформить текст в виде, способствующем лучшему запоминанию. Сохранить информацию.
ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ
Различные объекты научного текста предполагают разные способы оформления. Поэтому перед началом работы ответьте на вопросы.
Уточняющий вопрос Ответ Каково назначение Учебный (объясняющий), текста? конспект, справочный Какие объекты входят Основной текст, таблица, правило в состав текста? (закон), формула, рисунок и пр. Какой размер страницы? Как правило, это А4 (210x297 мм) или А5 (148x210 мм)
II этап. Разработка модели
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ
Научный текст — как правило, составной документ. Информационная модель зависит от количества и вида содержащихся в нем объектов.
КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ
Для построения компьютерной модели выбираем среду текстового процессора, в которой создаем документ, содержащий фрагменты из других сред.
При оформлении компьютерной модели надо использовать технологические приемы, предусмотренные конкретной средой.
III - IV этапы. Компьютерный эксперимент и анализ результатов
Для того чтобы определить, насколько созданная модель удовлетворяет целям моделирования, ответьте на следующие вопросы:
Понятен ли текст?
Какие приемы оформления способствуют лучшему пониманию?
Что надо запомнить?
2.5. Наградной диплом.
При проведении различных конкурсов одной из форм поощрения участников являются наградные дипломы. Они должны быть заверены подписью официальных лиц (председателя и членов жюри). Иногда диплом может подтверждать шуточные достижения. Создайте и оформите эскиз диплома.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
1. Рассмотрите примеры дипломов, предлагаемые, например, в среде Word.
2. Используйте обрамление страницы.
3. Для создания красивых полос используйте символы шрифта Wingdings английской раскладки клавиатуры En.
2.6. Объявление.
Объявление — это документ, который содержит некоторую информацию. По своему содержанию объявления могут быть разные:
• объявление о предстоящем концерте, встрече, собрании содержит информацию о дате, времени, месте и теме события;
• объявление о пропаже содержит характеристики объекта, контактный телефон;
• объявление об услугах, продаже, обмене содержит характеристику объекта в наиболее привлекательном виде.
Составьте эскиз объявления на выбранную тему.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
Для указания в объявлении контактного телефона используйте инструментарий встроенной векторной графики.