Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)



Урок 29
Практическая работа 1.11
«Разработка проекта «Системы координат»»






Содержание урока

Проект «Системы координат» на языке объектно-ориентированного программирования Visual Basic

Лабораторная работа № 13. Шаг 2. Решаем задачи на Паскале


image Шаг 2. Решаем задачи на Паскале

image Задача Напишите программу построения компьютерной системы координат. Должны быть выведены оси координат, сделаны засечки и проставлены цифры напротив засечек.

Алгоритм решения задачи

1. Подключите в разделе uses графический блок – graphabc.

2. Заведите переменную (р) для хранения значения шага, с которым должны идти засечки (например, р = 50), чтобы при изменении значения шага не нужно было менять его во многих местах программы.

3. Выведите линии осей Х и Y. Для того чтобы осталось место для размещения цифр, отступите от верхней стороны на 15, а от левой стороны – на 20 пикселей.

Используйте для этого команду line(х1, у1, х2, у2).

Так, например, для оси Х можно использовать команду

line(20,15,620,15).

Аналогично запишите команду вывода линии для оси Y.

4. Ввиду того что оси Х и Y имеют разную длину, на них будет разное количество засечек и, соответственно, чисел. Для установки засечек и чисел сделайте два похожих цикла.

На оси Х поставьте 12 засечек (при шаге 50): в цикле for со счетчиком, меняющимся от 1 до 12, поставьте вертикальные засечки командой line(х1, у1, х2, у2). Длина засечек – 10. Шаг засечек – р. Изменение значений х1 и х2 пропорционально шагу цикла.

Команда будет выглядеть так: line(20+p*i,15, 20+p*i,25).

Для вывода числовых значений напротив засечек используйте команду вывода текста: TextOut(x,y,'текст'). Для этого получите числа засечек, умножив шаг р на изменение параметра цикла, и переведите их (числа) в строковую переменную (string). Сделать это можно, применив команду str(i*p,st) (i – шаг цикла, р – шаг засечек, st – строка для вывода).

Команда вывода чисел будет выглядеть так: TextOut(10+p*i,0,st).

Напишите аналогичную группу команд для засечек и чисел на оси Y.

1. Дан шаблон программы решения задачи. Дополните его – составьте программу.

program komp_sistema_koordinat;
uses __________________;
var i, p: integer;
    st: string;
begin
  p:=______; {шаг засечек}
  {выводим линии осей Х и Y}
  line(20,15,620,15); {вывод оси Х}
  line(20,15,20,380); {вывод оси У}

  for i:= ___ to _____ do
    begin
      _____________________; {засечки на оси X}
      str ___________; {получение чисел шкалы по оси X}
      textout_____________; {вывод шкалы X}
    end;

  for i:=1 to 6 do
    begin
      _____________________; {засечки на оси Y}
      _______________; {получение чисел шкалы по оси Y}
      ____________________; {вывод шкалы Y}
    end;
end.

2. Выполните программу. Если обнаружите ошибки, исправьте их.

3. Скриншот выполнения программы (текст программы должен быть виден):

 Скриншот 


Выводы


Какие принципы построения компьютерной системы координат вы можете выделить?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Оценка учителя: ________

Cкачать материалы урока
image







Наверх