(курс 68 ч.) Экспертные системы распознавания химических веществ | Формальная модель

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича)


Урок 38
Экспертные системы распознавания химических веществ


§ 2.7. Экспертные системы распознавания химических веществ



Содержание урока

Экспертные системы

Лабораторная работа по неорганической химии «Распознавание химических удобрений»

Формальная модель экспертной системы «Распознавание удобрений»

Компьютерная модель экспертной системы на языке Visual Basic


Формальная модель экспертной системы «Распознавание удобрений»


image Формальная модель экспертной системы «Распознавание удобрений». Экспертная система может быть представлена в виде алгоритма, состоящего из последовательности шагов с использованием алгоритмической структуры «ветвление». Можно построить различные алгоритмы поиска, однако необходимо стремиться к выбору оптимальной стратегии распознавания (достижения цели за минимальное число шагов). Такая стратегия будет реализована, если каждый шаг будет максимально уменьшать неопределенность (нести максимальное количество информации).

Построим алгоритм (рис. 2.16), в котором на первом шаге разделим шесть веществ на две группы по условию «При взаимодействии с H2S04 выделяется бурый газ». Если условие:

• выполняется, то это вещества первой группы под номерами 1 и 2;
• не выполняется, то это вещества второй группы под номерами 3, 4, 5 и 6.

Для идентификации веществ первой группы достаточно проверить справедливость условия «При взаимодействии с раствором щелочи ощущается запах аммиака». Если условие:

• выполняется, то это вещество «1. Аммиачная селитра»;
• не выполняется, то это вещество «2. Натриевая селитра».

image

Рис. 2.16. Блок-схема учебной экспертной системы «Распознавание удобрений»


Для идентификации веществ второй группы сначала необходимо проверить справедливость условия «При взаимодействии с ВаСl2 выпадает белый осадок». Если условие:

• выполняется, то это вещества 3 и 4;
• не выполняется, то это вещества 5 и 6.

Для идентификации веществ 3 и 4 достаточно проверить справедливость условия «При взаимодействии с раствором щелочи ощущается запах аммиака». Если условие:

• выполняется, то это вещество «3. Сульфат аммония»;
• не выполняется, то это вещество «4. Суперфосфат».

Для идентификации веществ 5 и 6 достаточно проверить справедливость условия «Внешний вид — розовые кристаллы». Если условие:

• выполняется, то это вещество «5. Сильвинит»;
• не выполняется, то это вещество «6. Калийная соль».

Целесообразно представить иерархическую модель экспертной системы в виде блок-схемы (см. рис. 2.16).

Cкачать материалы урока
image






Наверх