Планирование уроков на учебный год



Урок 33
Этика сетевого общения











Изучив эту тему, вы узнаете и повторите:

- основные нормы поведения при общении в сети;
- особенности этики общения в чатах;
- особенности этики общения по электронной почте; особенности этики общения в телеконференциях.

Для чего нужны нормы поведения в сети


Правилам поведения в общественных местах учат с детства. Виртуальное общение отличается от общения, которое происходит в реальной жизни. Вспомните, как легко бывает общаться с малознакомыми людьми, которые наверняка нам больше никогда не встретятся, — с попутчиками, случайными собеседниками и т. п. В таком общении исчезает зависимость, предубеждение, контакт начинается «с чистого листа». Примерно то же самое происходит и при общении в сети: собеседникам вас не видно; они не знают ни ваших достоинств, ни ваших недостатков; никого не интересует ваше положение в обществе. Все собеседники изначально равны между собой. Это раскрепощает, но везде нужна мера. Иногда один из участников виртуальной беседы, понимая безнаказанность своего поведения, может оскорбить других, возмутить, разочаровать или просто надоесть им. При работе в сети необходимо руководствоваться определенными негласными, но общеизвестными нормами поведения, этикой общения людей.

Нормы поведения в сети должны быть оговорены в следующих ситуациях:

♦ при общении в реальном времени (в комнатах для бесед, чатах);
♦ при работе с электронной почтой;
♦ при участии в телеконференциях.

Для каждого способа сетевого общения существуют свои правила. Рассмотрим некоторые из них.

Общение в чатах


Общение в чатах — самый демократичный способ сетевого общения, очень распространенный среди молодежи. При общении в чатах желательно выполнять следующие правила:

♦ Используйте язык, на котором общается большинство присутствующих. Это касается как иностранных языков, так и сленга.
♦ Не умничайте. Это может восстановить против вас собеседника. Посылайте простые и ясные сообщения.
♦ Если собеседники по каким-либо причинам вас не устраивают, лучше покинуть чат.
♦ Если вы находитесь на чат-сервере, который специализируется на определенной тематике, придерживайтесь темы разговора. Для желающих просто пообщаться существуют специальные серверы.
♦ Не используйте ненормативную лексику. Во многих чатах следят за ходом общения и применяют к хулиганам и сквернословам наказание в виде ограничения доступа на сервер.

image

Общение по электронной почте


В настоящее время электронная переписка является самым популярным и доступным способом общения через Интернет. В зависимости от отношений между корреспондентами переписка может быть деловой или частной.

Если письмо частное, то к нему не предъявляется жестких требований с точки зрения этики. Письмо, как обычное, так и электронное, вашему близкому другу может быть написано любыми словами, которые согласен читать ваш друг. Стиль письма и манера изложения в частной переписке зависят от степени знакомства с адресатом.

В обычной деловой переписке есть общепринятые «золотые» правила, которые необходимо знать и которыми следует руководствоваться при любой форме переписки. Вот некоторые из них:

♦ Изъясняйтесь кратко, выражая только суть.
♦ Пишите грамотно.
♦ Требуя вежливости (честности, благожелательности), будьте вежливы (честны, благожелательны) сами.
♦ Не затягивайте с ответом.
♦ Не «отписывайтесь» общими фразами. Если вам нечего сказать, сообщите об этом в корректной форме и прекратите переписку.

В электронной переписке к вышеприведенным правилам добавляются следующие:
♦ Заполняйте поле Тема. Из-за опасения получить в письме компьютерный вирус многие пользователи удаляют сообщения без темы или с подозрительной темой, даже не читая их.
♦ Придерживайтесь объявленной темы.
♦ Подписывайте свои послания.
♦ Не пересылайте большие файлы без предварительной архивации.
♦ Не злоупотребляете рассылкой по нескольким адресам, если ваше письмо не содержит важной и полезной для всех адресатов информации. Ваш адрес могут занести в «черный список» нежелательных адресатов.
♦ В электронной переписке вместо слов, выражающих эмоции, часто используют сочетания символов (смайлики - ). Смайлик - это «выражение лица», составленное из различных символов: двоеточие — глаза, дефис — нос, скобка — рот. Если посмотреть на эти сочетания сбоку, то становится очевидным «настроение» смайлика — радость, печаль, удивление (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Общепринятые смайлики

image

Общение в телеконференции


Есть правила, которые подходят и для дружеской беседы, и для делового общения, и для научной полемики:

♦ Уважайте чужое мнение, даже если оно не совпадает с вашим.
♦ Умейте признавать свои ошибки.
♦ Отстаивая свое мнение, используйте доказательства, а не амбиции.
♦ Умейте вовремя прекратить бессмысленный разговор.

В телеконференциях собираются люди, чтобы обсудить какую-либо конкретную проблему. Конечно, перечисленные выше правила должны соблюдаться и здесь, но кроме них в телеконференциях есть и собственные специфические нормы:

♦ Сообщения должны быть краткими.
♦ Высказывания должны делаться по существу обсуждаемой проблемы.
♦ Сообщения должны быть адресованы всем собеседникам (для частных писем есть электронная почта).
♦ Самореклама недопустима.
♦ Высказывания расистского характера, оскорбления и некорректные замечания запрещены.

Что касается интерактивного общения в чатах, свои правила есть и для них:

♦ Используйте псевдоним (ник), так как чаты служат для неофициального общения.
♦ Не меняйте свой ник, если часто пользуетесь подобным видом общения, чтобы иметь «свое лицо».
♦ Здоровайтесь, когда появляетесь в чате.
♦ Не повторяйте реплики по несколько раз, если на них нет ответа, чтобы не показаться назойливым или нетерпеливым. Возможно, реакция на вашу реплику последует позже.

У постоянных участников телеконференций существует словарь сокращений, который помогает отвечать кратко, не загромождая сообщения лишними фразами (табл. 3.3).

Таблица 3.3. Сокращения известных словоформ

image

Сетевой этикет не является догмой. Можно не знать правил общения в Интернете и при этом успешно общаться с виртуальными собеседниками, следуя известному лозунгу «Требуя вежливости от других, будь вежлив сам».

Общепринятые правила общения в сети:

♦ Формулируя сообщения, ставьте себя на место собеседника.
♦ Не используйте ненормативную лексику. Сквернословие обедняет общение и никогда не помогает в решении проблем.
♦ Руководствуйтесь здравым смыслом и правилами хорошего тона.

Контрольные вопросы и задания


Задания


1. Выберите для примера несколько электронных писем. Проведите анализ их содержания с точки зрения этики переписки. Выявите недостатки, отметьте достоинства.

2. Организуйте телеконференцию между одноклассниками для обмена мнениями о каком-либо фильме, спектакле, музыкальном направлении и т. д. Обратите внимание на этическую сторону общения.

Контрольные вопросы


1. Почему надо соблюдать этику сетевого общения?

2. Каковы общесетевые правила общения?

3. Какими основными правилами надо руководствоваться при электронной переписке?

4. Какие ограничения накладываются на присоединяемые к электронному письму файлы?

5. Как следует вести себя в чате?

6. Какие правила следует соблюдать в телеконференциях?

7. Что, на ваш взгляд, может означать следующий смайлик: :-[]?

8. Что такое «ник» и какова его функция при общении в чатах?





Наверх